При нынешних мизерных зарплатах в сельском хозяйстве и суровом пенсионном законе рядовым крестьянам на хорошую пенсию рассчитывать трудно.
В ещё большую беду попадают сельчане, если колхоз, на который они горбатились всю жизнь, оказался банкротом.
На взносах экономили
Свою горестную историю нам рассказала в письме читательница Бабаева из Борского района (к сожалению, она не сообщила своего имени и отчества, а также название сельхозпредприятия, в котором проработала 40 лет). В будущем году этой колхознице по возрасту выходить на заслуженный отдых, и она заблаговременно обеспокоилась сбором документов для оформления пенсии. Основания для тревоги были - колхоз ещё в прошлом году объявлен банкротом. Наша читательница выяснила неприятную для себя и односельчан подробность: в течение четырёх лет, предшествовавших краху, страховые взносы за работников в Пенсионный фонд хозяйство не перечисляло.
Как восстановить свои права, не потеряв в стаже и не лишившись части честно заработанной пенсии, в районном управлении Пенсионного фонда читательнице внятного ответа не дали. Она и обратилась в редакцию "АиФ-Самара" с вопросом: что же ей теперь делать?
Решения на бумаге
Мы этот вопрос переадресовали в областное отделение Пенсионного фонда, и заместитель управляющего Светлана Нефёдова опасения читательницы подтвердила.
- Потери в пенсии и стаже вполне реальны, - объяснила Светлана Михайловна. - Ведь неуплаченные суммы не могут быть включены в расчётный пенсионный капитал, с учётом которого начиная с 1 января 2002 года определяется размер страховой части трудовой пенсии. А те периоды, в которые работодатель не вносил взносы, не включаются в трудовой стаж. Однако выход есть. Работник вправе обратиться в суд по месту нахождения предприятия-банкрота с иском о взыскании страховых взносов в Пенсионный фонд.
По информации ПФ РФ, такие иски работники обычно выигрывают. Но судебные решения, как правило, остаются на бумаге. Предприятия-банкроты их не исполняют. По закону же в расчётный пенсионный капитал включаются только ФАКТИЧЕСКИ поступившие в ПФ пенсионные взносы. Поэтому, даже выиграв суд у работодателя, работник всё равно остаётся с носом. У предприятия-банкрота денег нет. А отвечать своим карманом руководители обанкротившихся хозяйств по закону не обязаны. Хотя средств от продажи особняков, появившихся у некоторых из них за время "ударного" руководства, вполне хватило бы рассчитаться хотя бы по пенсионным взносам.
Вступился Конституционный суд
Налицо парадокс: пострадавшие по закону имеют право на судебную защиту своих интересов, а воспользоваться её плодами не могут. Но, видимо, проблема стала столь острой, что на неё наконец обратил внимание и Верховный суд. По информации областного отделения ПФ, оттуда поступил запрос в Конституционный суд (КС). Высшую судебную инстанцию просили проверить, соответствует ли Конституции положение пенсионного законодательства, которое предусматривает включение в страховой стаж периодов работы только при условии уплаты за них страховых взносов. На прошлой неделе КС вынес вердикт: исключать из трудового стажа периоды, когда работодатель не выполнял обязательств перед ПФ, неконституционно. Следовательно, эта норма пенсионного закона должна быть отменена.
Наш комментарий
Помогут членам профсоюза
Евгений Егоров, председатель Федерации профсоюзов Самарской области:
- У обанкроченных сельхозпредприятий по всей области долгов по зарплате порядка 30 млн. руб. Соответственно, они за своих работников и в Пенсионный фонд ничего не перечисляли. Наша организация в такие ситуации вмешивается, если пострадавшие от недобросовестности работодателя являются членами профсоюза. Мы действуем через глав районных администраций, на территории которых происходят эти безобразия. А также подключаем местные прокуратуры - у нас есть соответствующее соглашение с Генпрокуратурой. Специалисты правового отдела помогают пострадавшим отстаивать права в суде. Получить консультацию можно и в нашем отделе социально-трудовых отношений - тел. (846) 332-55-38.