Мощный взрыв прогремел недавно в Красноярском районе. На 1030-м километре трассы "М-5-Урал" взорвалась пассажирская "Газель".
Маршрутка врезалась в МАЗ - машину прикрытия при нанесении дорожной разметки.
Дорожные работы проводились, как выяснилось, с нарушениями - были выставлены не все технические средства. Поэтому водитель маршрутки, думавший, что МАЗ движется по трассе, хотя машина стояла, не успел затормозить и въехал в грузовик.
С места аварии разбежались
По свидетельству очевидцев, дорожные работники с места ДТП разбежались. Раненых пассажиров помогали вытаскивать из покореженного микроавтобуса работники судебного департамента, проезжавшие мимо. Одна женщина в салоне погибла сразу.
Ситуацию усугубила начавшаяся утечка газа, на котором, как известно, предпочитают ездить "газелисты". Машина загорелась. Передних пассажиров зажало так, что достать их без спецтехники не было возможности. Водитель всё же смог спастись, несмотря на травмы, а вот мужчина и девушка, сидевшие впереди, погибли при взрыве.
Взрыв был такой силы, что огнем опалило проезжавшие по дороге автомобили. В результате этой трагедии три человека погибли и десять получили ранения и ожоги. Сейчас ведётся следствие и выясняются виновные в ДТП.
Причины прежние
Начальник отделения технического надзора УГИБДД ГУВД Самарской области Михаил Туманов рассказал нам, что, к сожалению, в этом году загородные пассажироперевозки стали ещё более опасными. Основной рост аварийности отмечен в Кинельском, Волжском и Ставропольском районах. Правда, в Самаре и Тольятти ситуация чуток стабилизировалась.
Как свидетельствует анализ, аварии происходят по старым и всем известным причинам: управление в нетрезвом виде, превышение скорости и нарушение правил маневрирования.
Например, в Кинельском районе пьяный водитель "Газели", решив обогнать впереди идущую машину, врезался на встречной полосе в "одиннадцатую" вазовскую модель. Все пять человек, ехавшие в легковушке, погибли. Пострадали сам "газелист" и три пассажира.
По мнению Михаила Олеговича, корни таких трагедий в отсутствии надлежащего контроля со стороны правительства области, в частности, департамента транспорта. При оформлении права на пассажироперевозки по сей день нередки фиктивные договоры на пред- и послерейсовое техобслуживание, медосмотр, отстой транспорта. Зачастую маршрутки "ночуют" под окнами водителей или владельцев машин. Естественно, без охраны. Ни одна из них не застрахована от повреждений хулиганами. А перед выездом в рейс машины, как правило, тщательно не осматриваются. Хотя справедливости ради надо отметить, пока серьёзных аварий по причине технической неисправности сотрудники ГИБДД не регистрировали. Но это не повод для бездействия. Выявлять маршрутки, стоящие во дворах, инспекторам ДПС сейчас помогают участковые.
Безопасность пассажиров на последнем месте
Судя по базе данных, нарушений у водителей "Газелей" фиксируется в разы больше, чем у среднестатистического автолюбителя. Еженедельно сотрудники ГИБДД проводят рейды, проверяя микроавтобусы и на выезде на линию, и на маршрутах. Контролируют они также выполнение правил остановки и стоянки.
Результаты проверок удручают. Так, за 1-й квартал текущего года инспектора ГАИ в губернии выявили 463 единицы пассажирского транспорта, не прошедшие плановый техосмотр. 32 водителя были задержаны в состоянии алкогольного опьянения. Зарегистрировано 25 вопиющих фактов управления маршруткой либо вообще без водительского удостоверения, либо без соответствующей категории. Зафиксировано 310 фактов нарушения осуществления лицензионной деятельности.
По всем этим случаям составлены административные протоколы или информация направлена в управление Государственного автодорожного надзора по Самарской области, которое выдает лицензии. Кстати, из всех мер воздействия наказание в виде приостановки действия лицензии оказывается самым эффективным. Суд в нескольких случаях выносил подобные решения, и владельцы автотранспортных предприятий быстро устраняли недостатки. Ведь в этом случае они несут убытки. К сожалению, не только у работодателей, но и у водителей пассажирских маршруток и автобусов жажда денег стоит на первом месте, а безопасность пассажиров - на последнем. По инициативе горГАИ в Самаре был проведён опрос водителей "газелей" на знание ими Правил дорожного движения. Результаты оказались удручающими. Лишь в больших АТП есть должностные лица, которые отвечают за безопасность дорожного движения и проводят тестирование водителей на знание ПДД. В мелких предприятиях такая работа проводится в лучшем случае только на бумаге. Хотя за это нарушение вполне можно лишиться лицензии на пассажироперевозки.
Языком цифр
За 1-й квартал 2007 года в губернии по вине водителей маршрутного транспорта произошло 60 аварий. Из них 48 совершено водителями "Газелей". Число погибших в таких ДТП по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросло на 9 человек, пострадавших - на 36.