Примерное время чтения: 4 минуты
101

"Изюминка" генплана

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9 03/03/2007

Удобно ли будет жить самарцам в родном городе в обозримом будущем?

На этот вопрос на прошлой неделе отвечали авторы нового генплана развития Самары. И хотя руководитель проекта Юрий Корякин долго объяснял, что генплан - это документ стратегического планирования, а не схема точечных застроек, присутствующие на презентации добивались ответов: где, как и когда будет найден компромисс между "пространственными интересами" горожан и государства?

Две новых стройплощадки

Приближение к социуму - это, по словам разработчиков, - "изюминка" генплана. В центре внимания теперь человек и его среда обитания. Потому и акцент в развитии города на ближайшие десять лет сделан на благоустройстве существующего и, говорят архитекторы, достаточного по территории пространства. Ведь по оптимистичным расчётам, население Самары в 2015 году приблизится к 1 млн. 200 тыс. человек. Есть и нерадостный прогноз - горожан останется едва ли 1 млн. (сейчас в Самаре живёт около 1 млн. 300 тыс. человек). Посему за исключением двух больших новых стройплощадок - в районе ул. Белорусской (Сухая Самарка) и Самарского Заречья - жильё будут строить на имеющейся городской территории. Что станет с памятником природы озером Гатное в Заречье - вопрос, похоже, решённый. Его, скорее всего, засыплют, несмотря на протесты экологов. К новому микрорайону протянут два моста, берега подопрут бетонной набережной.

Норма "зелени на человека"

Самарская набережная продолжится пятой очередью, а затем шестой и седьмой. Живописными бульварами будут устроены десятки спусков к реке. 22 городских озера окажутся в ожидании благоустройства. Район одного из популярных мест отдыха горожан, "Дубки", на генплане обозначен как новый городской парк. Абсолютно новая "зелёная" зона появится на острове Коровий (стрелка рек Самары и Волги). Если все задумки будут реализованы, вернёмся к советской норме "зелени на человека" - около 10 кв.м в отличие от нынешних 4,5.

Ещё одна задумка зодчих на бумаге и в электронном виде - преобразование в районы шоппинга, увеселений или отдыха всех ныне бездействующих промышленных зон. Конечно, сложновато устроить "зелёный уголок" на месте гальванического цеха ЗИМа (земля там пропитана химией на метр точно), а вот возвести стадион на 40 тысяч зрителей на углу Ракитовского и Московского шоссе - реально. Генпланом предусмотрено также строительство 16 физкультурно-оздоровительных комплексов во всех районах города, как больших - с бассейнами и катками, так и миниатюрных - с волейбольными площадками. Старые стадионы решено обновить.

Деревянные дома "сошлют" на остров

А вот старый город, похоже, приговорён. "Мумифицировать" старую часть Самары нельзя, как сговорившись, объясняли все архитекторы из когорты генпланщиков. Оно и понятно: никакое культурное наследие не перевесит стоимости клочка земли в центре города. Кому, как не этим архитекторам, переделывающим под вкусы инвесторов старую Самару, об этом знать.

Итак, территорию исторической застройки решено свести к минимуму. Лишь несколько центральных кварталов полностью "законсервируют". Для чего намечена ещё одна пешеходная зона - по Молодогвардейской от Венцека до площади Куйбышева. Отдельные деревянные дома-памятники свезут на Коровий остров ("Будет, как в Кижах", - объяснил Юрий Корякин). Хорошо хоть не вместе с обитателями, которые могли бы при желании чиновников стать там, к примеру, смотрителями и хранителями своей же старины.

Впрочем, в обновлении старой части города, может, есть и плюсы. Что если те же инвесторы раскошелятся на воплощение всех замыслов авторов генплана? Поменяют все городские инженерные коммуникации, половина из которых развалилась; решат наконец проблему с водоснабжением Красноглинского района и Управы; закроют все 70 котельных, коптящих городской воздух...

И ещё вопрос, волнующий каждого самарца, - доколе ждать реализации задуманного? Градостроительный кодекс РФ не устанавливает конечного расчётного срока генплана, как это было ранее. К примеру, завершение магистрали "Центральная" - в планах ближайшей пятилетки. А канатная дорога через остров Поджабный на Рождествено и монорельсовая - в аэропорт и Тольятти - это уже фантастика.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах