ПЕРЕВЕСТИ нашу губернию из лесостепной зоны в лесную, переписав учебники географии, в ближайшие годы не получится.
НО значительно снизить парниковый эффект в атмосфере - вполне по силам. Для этого область в ближайшие десять лет засадят лесами.
Когда можно начать реально торговать квотами на воздух и что для этого потребуется, рассказали лесничие во время нашего путешествия по молодым самарским борам. За один день удалось посмотреть весь цикл созидания леса - от проращивания семечки до могучего бора с ягодами, грибами и зверями.
Колхозные пустоши засадят
МЕСТ под посадку леса у нас, оказывается, предостаточно. Это пустоши - бывшие колхозные поля и сенокосы. Необрабатываемые земли были по обе стороны дороги на протяжении всего нашего пути в лес.
Особенно много заброшенных земель, по словам лесничих, в Сызранском, Шенталинском, Ставропольском районах. Есть и поля, где сам собой поднялся молодой семилетний лес. Он хоть и требует внимания специалистов, но, в принципе, уже окреп. В южных же районах природе придётся помочь. Для этого в области принята программа по повышению лесистости, охране и защите леса на 2006-2015 годы.
- Не каждая область из находящихся в лесостепной зоне похвастает такой программой, - уверяет главный губернский лесничий Анатолий Мойсиевич. - Раньше мы ежегодно сажали по 2,5 тысячи гектаров. Начиная с этого года будем высаживать 5 тысяч гектаров сеянцев сосны - эта порода увереннее других чувствует себя в нашем климате.
От хороших "родителей"
- И НЕ просто сосны, а элитной, привитой от "родителя" выше, толще и крепче сородичей, - добавляет лесничий Новобуянского лесхоза Дмитрий Малышев. - Саженцы таких "родителей" везли из разных климатических зон, даже из Сибири.
На пятидесяти гектарах лесоплеменной плантации Новобуянского лесхоза, куда мы приехали, высажены "клоны" от элитных деревьев. Когда они подрастают - с них собирают шишки и сушат в шишкосушилке, чтобы ускорить процесс созревания семян. Таким образом ежегодно лесники плантации собирают 500 килограммов семян. Этими "детками" до 2015 года предполагается засадить 140 тысяч гектаров. И зелёная площадь области вместо нынешних 764 тысяч гектаров леса (12,7% от всей территории губернии) увеличится до 904 тысяч. Если весь процесс от посадки до перевода в лесной фонд пройдет гладко - уже через семь лет мы сможем продавать квоты на воздух тем областям, к примеру, кто "воняет" сверх всякой нормы.
Приют оленям, косулям и кабанам
ПОЧЕМУ мы не сажаем дубы? Ведь когда-то Самарская губерния славилась своими дубравами, продавала древесину. Но в пятидесятые годы прошлого века в области случилось нашествие шелкопряда, который и погубил самарские дубравы. Кроме того, могучий дуб, по словам Анатолия Мойсиевича, не любит утрамбованной земли, и как только появляется человек, дерево начинает "страдать" и сохнуть.
Да и задача поставки деловой древесины в программе по облесению (а не облысению) области не стоит. Главным результатом программы должно стать улучшение экологической обстановки. Итоги "пилотного" проекта программы, запущенного восемь лет назад в районе озера Белое, радуют и специалистов, и отдыхающих. Тамошний лес, высаженный на шестистах гектарах бывшей земли совхоза "Коммунар", укоренился, подрос и дал приют огромному количеству косуль, пернатых, кабанов и даже оленей. А на озере поселились 32 пары лебедей. Через год-другой в уже спелый, как говорят лесники, хвойный лес можно приезжать за рыжиками и маслятами.
Чтобы выращенный лес сохранить, самарское лесничество приобрело пять систем теленаблюдения. Одну систему, установленную на горе Тип-Тяв, журналистам показали. Дым даже от небольшого очага горения виден на экране компьютера, который транслирует изображение с камеры, установленной на вышке. Техника эта очень дорогая, но если приобрести ещё десять систем, все пожароопасные районы области будут под наблюдением. В сентябре в посёлке Волжский заработает пожарно-химическая станция. Её специалисты смогут не только бороться с лесным огнём, но и тушить "тихие пожары" - нашествия насекомых-вредителей.
Жаль, что ни одна программа не убережёт лес от "двуногих" вредителей. Ведь именно влияние антропогенного фактора стоит на втором месте после болезней среди причин, ослабляющих лес.