Количество мигрантов в Самарской области продолжает расти

Молодой парень по имени Джамшут приехал в Самару из Таджикистана. Он не очень хорошо говорит по-русски, но его словарный минимум вполне позволил нам свободно беседовать. Джамшут работает водителем маршрутки. На работу устроился официально - миграционная карта в порядке. На категории «В» и «С» сдал в Таджикистане, и водительское удостоверение у него национальное.

   
   

Читайте также: В Кировском районе Самары задержали мигрантов-нелеглов

- Я приехал в Россию в первый раз, - рассказал молодой человек. - Мне нужно заработать денег на калым, чтобы жениться. У нас его придется долго копить. А здесь я быстро заработаю.

Работодатель его зарплатой не обижает. В среднем он получает 20 тысяч рублей в месяц. Часть уходит на оплату жилья, продукты и… штрафы ГАИ.

Даврон Юсуфов, председатель правления Самарской региональной общественной организации таджикистанцев «ПАЙВАНД - ЕДИНСТВО»:

- Сейчас сдача экзамена по русскому языку - это просто сбор денег. При госуниверситете курсы стоят 5300 рублей. Но они малоэффективны. Человек не может пройти тестирование с первого раза. И прежде, чем получит сертификат, на экзамены потратит 50, а то и 100 тысяч рублей. Нужно учить, пусть платно, но качественно. Многие мигранты хотят в дальнейшем получить российское гражданство. Поэтому они заинтересованы в изучении как письменной, так и разговорной русской речи.

«У вас можно заработать денег, но жить здесь нельзя», - говорит Алмаз Байджиев. Он - дворник, метёт рынок у кинотеатра «Шипка». Найти работу на родине не смог. Здесь готов делать все, за что платят хоть какие-то деньги, которые отправляет домой. Зарплата - 8 тысяч, себе оставляет на еду. Ночует в подсобке, куда выходит мусоропровод, или у своих друзей-киргизов. Пятеро его друзей снимают квартиру, но часто у них собирается по 20 человек.

Читайте также: Владелец «резиновой квартиры» получил реальное наказание

В прошлом году наша область лидировала в Приволжском федеральном округе по количеству официально зарегистрированных мигрантов и выданных патентов на работу - 217 тысяч человек, это значит каждый 14 находившийся на территории губернии в 2012 году был, как правило, выходец из Узбекистана и Таджикистана (именно на эти государства приходится львиная доля трудовых мигрантов). Валерий Яковлев, начальник управления Федеральной миграционной службы России по Самарской области, отметил, что наметилась интересная тенденция: гастарбайтеры не хотят возвращаться на родину. Сейчас на территории области находится более 6000 трудовых мигрантов, имеющих разрешение на временное проживание. Количество продленных разрешений в 2012 году оказалось на 60% больше, чем в 2011-м.

   
   

В Самаре мигранты предпочитают снимать квартиры на окраинах и рядом с рынками. Например, густо заселены выходцами из Средней Азии дома на Заводском шоссе, под мостом у Кировского рынка. Причем мигранты там уже считают себя полновластными хозяевами. Отношение к ним у живущих здесь самарцев в основном негативное.

Или известная всему городу «Овощебаза №3» на Дальневосточной улице. Причем не только тем, что тут продаются дешевые фрукты-овощи. В одиночку сюда лучше не соваться - база живет по своим законам. Негласно ее именуют «самарским черкизоном». Южане же открыто говорят: «Здесь наша территория, и вам здесь не место!». В курмышах типа Зубчаниновки время от времени появляются провокационные надписи на стенах домов: «Русские, убирайтесь вон!». Подобная надпись некоторое время «украшала» фасад православной церкви в районе Воронежских озер. Не факт, что это дело рук гастарбайтеров. Но о том, что в Самаре есть силы, которым выгодно межнациональное напряжение, эта надпись красноречиво свидетельствует.

Читайте также: Какие сферы самарской экономики заняли мигранты

УФМС России по Самарской области привычно отчитывается об активной работе по выявлению «резиновых квартир». Если в начале 2012 года было найдено 300 квартир, в которых было зарегистрировано от 30 и более иностранных граждан, то к концу года их количество сократилось до 130. В полицию было направлено 27 материалов, из них по 20 возбуждены уголовные дела.

Данные самарской полиции более впечатляющие. Сейчас в нашем регионе насчитывается несколько квартир, в которых прописано от 1000 до 2000 человек одновременно. Печальную статистику возглавляет Куйбышевский район Самары, где число «резиновых» адресов достигает 30% от всего жилого фонда района. Апофеозом гуттаперчевости стала квартира на улице Рубероидной, в которой за несколько лет было зарегистрировано 35 тысяч человек. В 2012 г. по статье «организация незаконной миграции» было возбуждено 77 уголовных дел, 67 из них уже ушли в суд. Правда, большинство «предпринимателей» отделываются штрафом.

В среднем по России квоты на въезд иностранной рабочей силы снижаются. Но Самарскую область эта тенденция не коснулась. В этом году увеличены объемы квот разрешений на работу и выдано 3590 приглашений на въезд в целях трудоустройства.

Кстати, многие иностранцы предпочитают оформлять патенты, для получения которых достаточно заявления, миграционной карты и документа, удостоверяющего личность, и не требуется медицинская справка. По закону, медсправка на наличие инфекционных заболеваний и отсутствие наркозависимости нужна для получения разрешения на работу, вида на жительство и гражданства.

Бела Никитина, демограф, кандидат социологических наук:

- Необходимо также разрабатывать программы интеграции тех мигрантов, которые приедут. 30 тысяч ежегодно «переварить» - это не шутка. Если ежегодный миграционный прирост постоянного населения составит 10,5 тыс. человек, через 15 лет это приведет к наличию более 13% мигрантов в составе местных жителей. Очевидно, что при такой ситуации неизбежно нарастание социальных конфликтов. Мигрантов нужно принимать, включать их в культуру страны, социализировать, учить русскому языку, прививать приезжим любовь к новой родине, переведя их за несколько лет из разряда мигрантов в разряд жителей Самары. Игнорирование проблемы социализации мигрантов сегодня уже невозможно. Иначе нас могут ожидать процессы, схожие с событиями в Париже, Лондоне.

Поразительно - российское законодательство не обязывает иностранного гражданина пройти медосмотр при заключении трудового договора с частным лицом. Такие мигранты могут иметь опасные для окружающих инфекционные заболевания. А работать идут зачастую нянями, сиделками и домработницами. В губернии таких «темных лошадок» насчитывается примерно 20 тысяч.

Наркоконтроль и миграционная служба уже обратились в Самарскую губернскую думу для разработки инициативы по изменению федерального законодательства, касающегося введения обязательного медицинского освидетельствования при получении патента иностранными гражданами.

МНЕНИЕ

Роман Кремнев, начальник отдела правового обеспечения УФМС России по Самарской области.

МС России создан общественный институт, который ориентирован на интеграцию и адаптацию иностранных граждан и оказание им содействия в правовых и социальных вопросах. Это так называемые общественные дружины. Добровольцы будут раздавать буклеты, информационные материалы, давать элементарные ответы на вопросы. Штат миграционной службы не позволяет сотрудникам постоянно находиться на улицах и давать консультации иностранцам.

Принципиальная идея создания таких дружин направлена не на контроль за пребыванием иностранцев. Подмены государственной структуры общественными организациями не произойдет. В первую очередь идет речь об оказании консультативных услуг. И о формировании определенного сознания иностранных граждан. Мы посмотрим, как этот общественный институт будет работать в Москве и лучший опыт применим у себя.

 

Смотрите также: