С одной стороны, демографическая ситуация в губернии складывается таким образом, что мигранты - едва ли не единственный способ удержать численность населения от стремительного сокращения. С другой, как многие считают, - приезжие занимают рабочие места, на которые претендуют и коренные жители области. В свою очередь, блюстители порядка отмечают, что званые, а особенно незваные гости из ближнего зарубежья ухудшают криминогенную ситуацию в губернии. Эти и многие другие «за» и «против» трудовой иммиграции обсудили недавно представители губернских органов власти и правоохранительных органов.
Вымрем без приезжих
По последним данным Российской академии наук, естественная убыль населения в России составляет примерно один миллион человек в год. Грубо говоря, если сейчас на территории страны порядка 145 миллионов жителей, то при таких раскладах через полтора века государства попросту не станет. Активно протекает и процесс старения россиян. Ежегодно в стане пенсионеров страны прибывает на один миллион человек. А это грозит обострением и без того непростой ситуации на рынке труда. Согласно анализу, проведённому в 2005 году минэкономразвития Самарской области, в ближайшие несколько лет число трудоспособных граждан в губернии может снизиться чуть не вдвое. Поэтому, как отметил на мероприятии замминистра образования и науки области Владимир КЛАССЕН, без миграционного притока губернии не обойтись. Работать будет некому. Правда, он также заметил, что наш регион нуждается преимущественно в иммигрантах квалифицированных. На деле же работать в Самарскую область едут отнюдь не дипломированные специалисты. Так за счёт кого мы сегодня улучшаем демографию? Заместитель руководителя департамента государственной службы занятости населения Самарской области Татьяна ГУРЬЯНОВА рассказала, что в 2010 году работодателям в основном требуются иностранные работники без какого-либо профобразования. Это, например, подсобные рабочие, овощеводы, грузчики, уборщики и т.п. Требование минимального образования предъявляют разве что к водителям и продавцам. Сегодня расклад вакансий для иммигрантов такой: 28% - в строительной сфере, 19% - в сельском хозяйстве, примерно 16% - в обрабатывающем производстве и оптово-розничной торговле. В основном на эти рабочие места принимают жителей Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Китая, Вьетнама и Сербии. Всего чуть более ста иностранцев приезжают в нашу область из Европы. И лишь их можно считать квалифицированным иностранным персоналом, востребованным в нашем регионе на руководящих должностях. Потому говорить о качестве основного потока зарубежной рабсилы, пожалуй, не приходится. Зато стоит такая рабочая сила недорого, да ещё и деньги в госбюджет несёт. По словам начальника отдела правового обеспечения УФМС по Самарской области Анатолия МЕЩЕРЯКОВА, при регистрации и получении разрешения на работу иммигранты платят госпошлину - 2 тысячи рублей, и ещё 4 тысячи - за прохождение медосмотра. Да и налогов с них снимают больше - 37% от заработанных в России денег.
Нелегалов не счесть
Вот только многие гастарбайтеры эти формальности обходят стороной. Анатолий Мещеряков рассказал, что сегодня на миграционном учёте в области стоят 120 тысяч иностранных граждан. Если они планируют на территории России работать, то им необходимо получить на это специальное разрешение. За весь прошлый год такое разрешение получили порядка 10 тысяч иммигрантов, в этом - около трёх тысяч. Правда, и добыть такой документ сложно. Борясь с безработицей, государство устанавливает ограничения по числу трудовых мигрантов для каждого региона. В этом году для нашей области квота установлена на уровне 11400 иностранных граждан. Именно столько приезжих смогут официально получить разрешение на работу. Квота, кстати, формируется с учётом заявок работодателей.
Например, те из них, кто в будущем году планирует взять на работу иностранных граждан, должны были подать определённое число заявок и дождаться согласования службы занятости до 1 мая. Увы, не все работодатели губернии могут строить столь долгосрочные планы. Получается, нынешняя система трудоустройства иммигрантов не удовлетворяет ни требованиям самих приезжих, желающих поработать в России, ни работодателей, которым для их легального трудоустройства нужно пройти длительные бюрократические процедуры. Вот зачастую обе стороны и сотрудничают нелегально. Сколько на самом деле трудовых иммигрантов в Самарской области? У миграционной службы нет даже приблизительного ответа на этот вопрос. Анатолий Мещеряков лишь сообщил, что за последнее время областное УФМС выписало около 40 тысяч протоколов о незаконном пребывании на территории России. И это только тем приезжим, кого поймали. По закону их предстоит выслать за пределы страны на бюджетные деньги - это 20-40 тысяч рублей на одного иммигранта. То есть спонсируем возвращение таких «нелегальных» гостей домой мы, налогоплательщики. При этом нелегальные иммигранты, по сути дела, не несут никакого наказания. Очевидно, что и проблем с повторным приездом в Россию у них не возникает.
Кому зарплата, а кому пособие
Обыватели уверены, что трудовые иммигранты «отнимают» и без того дефицитные рабочие места у аборигенов. Дефицитные они потому, что безработица по-прежнему растёт. Как рассказала Татьяна Гурьянова, с начала 2010 года число незанятых в нашей области выросло в 2,2 раза. «Безработицу в этом году вряд ли удастся существенно сократить», - призналась она. Вместе с тем работодатели местных трудяг не особо жалуют. Ведь те же приезжие из Китая готовы сутками трудиться на самарских полях и жить в ужасных условиях всего за 5 тысяч рублей в месяц.
- Рабочие места, которые сейчас занимают иммигранты, скорее всего не будут замещены нашими безработными, - считает Татьяна Гурьянова. - Слишком там непривлекательные условия. И правда, примерно столько же (до 4900 рублей) составляет пособие по безработице. А те же 5 тысяч рублей в месяц можно заработать на общественных работах. Они хотя бы не отнимают столько времени и сил, как труд в поле или на стройке. Правда, недавно служба занятости получила задание максимально заместить иммигрантов своими кадрами. Так что либо работодателям придется раскошелиться на более дорогих «российских» трудяг, либо, что более вероятно, рисковать, нелегально принимая на работу приезжих.