Собрав экспертов за круглым столом, мы задали им несколько вопросов. В первую очередь нас интересовало, как потребителю отличить качественный продукт от низкокачественного, а натуральный – от искусственного.
Дорого – не всегда полезно
Дорогостоящие деликатесные продукты– не обязательно самые качественные. Врач-гастроэнтеролог клиники «Альфа-Центр Здоровья» Ольга СЕМЁНКИНА напомнила: «25 лет назад существовал только один сорт колбасы, который назывался «Колбаса». И проблем со здоровьем было значительно меньше. При сегодняшнем изобилии продуктов в магазинах у человека подчас возникает некая зависть и чувство «я могу себе это позволить». Но на самом деле не всегда то, что стоит дорого, приносит больше пользы. Людям хочется питаться деликатесами, и их можно понять: одно вкуснее, другое менее вкусно. Но ведь эти вкус и запах зачастую обеспечивают именно пищевые добавки».
С другой стороны, не стоит так уж пугаться различных химикатов в продуктах, уверена Ольга: «Я никогда не поверю, что производитель сидит и думает, какую бы добавку ввести, чтобы людям стало хуже. Ужастики про еду, которые показывают по телевизору, весьма преувеличены».
Как же выбрать хороший, натуральный продукт? Николай БЫШКИН, генеральный директор компании «росби» (производитель молока «радна», полуфабрикатов «лакмово», хлеба «румян»), советует: «На мой взгляд, первое, на что нужно смотреть, – это срок реализации и срок хранения товара, которые вы видите на упаковке. Чем меньший срок хранения заявлен производителем, тем более натуральную пищу вы держите в руках. Но проблема в том, что натуральный продукт выглядит не так презентабельно, как произведённый с использованием искусственных добавок. У натурального продукта меньший срок хранения, он быстрее теряет товарный вид. А ведь покупатели смотрят чаще всего именно на внешний вид товара». Впрочем, другие эксперты утверждают, что увеличивать срок годности натурального продукта позволяет и современное производственное оборудование.
Где покупать?
Эксперты советуют обращать внимание не только на упаковку, но и на место приобретения продукта. Татьяна КУРЛИНА, зам. начальника отдела надзора по гигиене питания Роспотребнадзора, предупреждает: «В крупных супермаркетах покупать продовольствие надёжнее, чем в мелких точках продаж. Кроме того, у каждого из нас есть представление, в каких условиях продукт должен храниться. Выбирайте магазины с соответствующими условиями».
Ответственность за качество товара ложится и на продавцов продуктов питания. Ольга ФЕДОТОВА, начальник отдела по работе с сетевыми клиентами ТД «Сам-по», жалуется: «Существует проблема работы с сетями: мы очень тщательно следим за качеством на всех этапах производства, но, как только продукция попадает в магазины, её выложили на обозрение – всё потекло, всё заморозилось, и все наши усилия пропали даром».
В таких условиях производителям «нежной» продукции остаётся только открывать собственные розничные точки продаж, где они смогут самостоятельно следить за условиями хранения товара и с чистой совестью отпускать его покупателям.
Регламенты и упаковки
Не во всех отраслях существует сегодня технический регламент для производителя: он есть только у масложировой, молочной продукции и у сока. А чем регулируются остальные продукты? «Производитель обязан обеспечить безопасность товара, − говорит Ирина БУРОВА, начальник хлебобулочного производства хлебозавода №9. − У нас есть условия приёма сырья, которые обеспечивает соответствующая лаборатория. Помещение, где производится продукция, должно быть проветриваемым, с определённой влажностью и температурой. Есть также свои регламенты на хранение сырья уже на производстве. Обязательный этап – подготовка сырья, что тоже немаловажно. Растаивание, очистка – всё это влияет на качество конечного продукта. То есть все технологические этапы прописаны, и любой уважающий себя производитель следует этому регламенту». Татьяна Курлина рассказала: «Помимо техрегламента нормой для производителей остаются также ГОСТы. Если, например, пекарня вырабатывает хлеб по ГОСТу, то там прописано всё. На каждый сорт хлеба есть отдельный ГОСТ».
Тем не менее нередко проверяющие ловят мошенников и на прямой подделке, и на жульничестве с составами, этикетками и названиями. К примеру, масло с добавлением растительных жиров вместо животных – это уже не масло, а спред. Но этот факт далеко не всегда отражается на упаковке. А бывают и другие уловки. «Например, выпускают спред с названием «Кошкинское», − рассказывает Татьяна Курлина. − Люди привыкли, что раз «Кошкинское» – то это масло. И по аналогии читают этикетку. И торговые сети тоже могут написать на ценнике «масло». То же самое с творогом. Написано «творог», а на самом деле − творожный продукт. Творог – это то, что сделано из молока с добавлением натуральной закваски, а творожный продукт – это масса с добавлением растительных жиров и так далее».
В то же время контролирующим организациям очень трудно бывает поймать производителя «за руку». «Мы должны зафиксировать именно наличие некачественной продукции, − говорят представители Роспотребнадзора. − Нам пришёл сигнал, мы пошли проверять, а там на этот раз всё качественное. А так бывает нередко».
Хлеб – всему голова
Ассортимент булок и буханок, предлагаемый в магазинах, достаточно широк. Что из этой продукции можно назвать качественной, а что – нет? Эксперты говорят: в первую очередь ориентируйтесь на производителя. Доверяйте знакомым, проверенным маркам. Вновь образовавшимся пекарням экономически невыгодно работать опарным способом, и они стараются ускорить процесс. «Безопарный способ производства − это дрожжи, улучшитель, и через час хлеб уже готов. В 90-е годы нас всех учили работать таким способом. А в опаре когда делаешь, то прозевал минутку, и оп! – хлеб опустился. Этим способом тяжело работать», − рассказывает Сергей АНАНИЧЕВ, генеральный директор хлебопекарни пос. Новосемейкино. Так что надёжнее покупать хлеб, произведённый заводами с устоявшейся репутацией, соблюдающими все этапы технологии. Если хлеб проминается от корки до корки или имеет неестественно белый цвет, это должно вызвать подозрения: в первом случае – это «пустой», несытный хлеб, во втором − с добавлением в муку отбеливателей.
«Смотрите на цену, − советует Ирина Бурова. − Хороший хлеб не может стоить дёшево. Лучше купить полбуханки качественного хлеба, чем дешёвую подделку».
Хлеб – это скоропортящийся продукт, он не может храниться пять дней, предупреждают производители. Если он лежит дольше трёх суток и не портится, это повод для подозрений, при правильном производстве такого быть не может.
Есть и проблема подделки известных марок, с которой пока непонятно, как бороться. Сергей Ананичев рассказывает: «Мы сталкиваемся с такой проблемой: наш комбинат – известный, а молодые ребята – кто в Жигулёвске построил пекарню, кто в Новосемейкино. И они пишут на упаковке, например: хлеб «Волжский», пос. Новосемейкино. Покупатели приходят, просят новосемейкинский хлеб и получают их продукцию. А нам потом звонят: что-то у вас хлеб плохой стал». Внимательно смотреть на упаковку, запоминать, как выглядит «правильный» производитель, вплоть до малейших деталей, − всё, что можно посоветовать потребителю.
Касается и государства
Проблема экологически чистых, натуральных продуктов имеет, скорее, государственный уровень, уверены эксперты. В законе отсутствует система сертификации экологически чистых продуктов. Практически на любом товаре написано: «100% натуральный». И никто не может проверить, так ли это, − нет никакого регламента.
Нет и системы стимулов производителей к созданию качественных, натуральных продуктов. Ведь создавать такие продукты очень дорого − намного проще и дешевле изготовить подделку. К примеру, тех производителей, которые льют в торты натуральный коньяк и кладут натуральные сливки, остальные считают чуть ли не идиотами. В вареники с картофелем почти никто не кладёт натуральный картофель − это увеличивает себестоимость продукции и слишком трудоёмко, рассказали нам эксперты.
Есть, конечно, компании, производящие только настоящие продукты. Они имеют постоянную аудиторию покупателей, которая это знает и ценит. Но в борьбе за новых покупателей им приходится вступать в конкуренцию с более дешёвым продовольствием, а разницу не заметишь, пока не попробуешь.
Встаёт перед производителями и проблема сырья. Чтобы произвести качественный полуфабрикат, нужен хороший исходный продукт. «Мы в прошлом году запустили линию мясного производства и за это время перебрали уже не один десяток производителей куриного мяса, говядины, свинины, − рассказывает Николай Бышкин. − Потому что на входе сырьё не того качества, которое нужно для производства хорошего продукта, и у нас из-за этого большие потери при производстве: до 40%».
Полный контроль над процессом производства, начиная от выращивания курицы и заканчивая производством куриного фарша, – хороший выход для производителей, но доступен он лишь крупным структурам. Так что вопрос социальной ответственности бизнеса перед потребителями всё ещё остаётся в большей степени вопросом совести.
До сих пор стоит перед обществом и проблема госзакупок. По тем ценам, которые предлагает государство, производители не готовы поставлять хорошую продукцию, ведь стоит она намного дороже. Поэтому школы, больницы и детсады довольствуются продуктами средненького, а подчас и просто ужасного качества. Как это обнаружилось недавно, когда в сливочном масле, поставляемом в детские сады Самары и Тольятти, проверяющие обнаружили кишечную палочку.
Беден – ешь, что дают?
Получается, что сегодня производить качественную и натуральную продукцию могут только предприятия, которые вкладывают в производство большие деньги или, ещё лучше, имеют полный производственный цикл. А потребителю, в свою очередь, очень сложно распознать на рынке качественный продукт. Гипотетически такая возможность есть, но в реальности на это нужно потратить столько сил, что среднестатистический человек просто махнёт рукой и купит то, что есть.
К тому же культура питания у нас такова, что большинство потребителей не очень-то заинтересованы в качестве продукции: людей привлекает в первую очередь дешевизна. Если мы и покупаем деликатесы, то всё равно сначала смотрим на то, что хорошо пахнет и выглядит. А ведь часто эти ароматы обеспечивают всё те же вкусовые добавки. Неужели питаться здоровой пищей могут себе позволить только обеспеченные люди, покупающие продукты в специализированных магазинах?
Это не так − уверены эксперты. Человек с любым достатком может питаться правильно. Купить морковку и капусту и приготовить из них салат, в котором не будет никаких консервантов. Не делать колбасу основным блюдом питания, а самостоятельно купить мясо и запечь его в духовке или приготовить буженину. Вручную слепить пельмени, которые вкуснее и дешевле, чем в магазине. Так что было бы желание, а возможность есть.
МНЕНИЕ
Али Сулейманов, руководитель «Самарского хлебозавода №2»:
− При выборе хлебобулочной продукции в первую очередь следует ориентироваться на производителя: лучше, чтобы это были не частные пекарни, а хлебозаводы, где производство строго регламентировано и контроль качества производится на всех этапах. При выборе кондитерских изделий − тортов, пирожных − я также стараюсь покупать продукцию крупных фабрик.
Глядя на упаковку, потребитель может многое понять о продукте. Так, наши хлебобулочные изделия проходят добровольную сертификацию, и это является дополнительной гарантией их высокого качества. Если продукция имеет только обязательную декларацию качества, то на её упаковке печатают значок «РСТ». Если же производители прошли ещё и добровольную сертификацию, то рядом будет второй такой же значок «РСТ» и надпись «Добровольная сертификация». При добровольной сертификации ответственность за качество товара несёт не только производитель, но и орган, выдавший сертификат соответствия.
Обращайте внимание также на состав продукции. Если говорить о хлебе, то сейчас многих пугают информацией об улучшителях муки, но на самом деле их дозировка так мала, что они не могут отрицательно влиять на здоровье человека. Согласно ГОСТ Р 51074 «Информация для потребителя» , если в готовой продукции какой-то ингредиент составляет меньше 2%, то производитель может не указывать его в составе. Многие производители так и делают: не выносят эту информацию на упаковку. Хочу заметить, что мы на этикетке указываем полный состав используемого сырья и делаем расшифровку многокомпонентного сырья, в частности улучшителей.
Что касается внешнего вида хлеба, то не всегда красивый внешний вид может служить гарантией качества. Он может быть привлекательным, но не удовлетворять по вкусовым свойствам, так как приготовлен по ускоренной технологии. Покупатель про такой хлеб говорит, что он «пустой», на второй день его невозможно есть, становится резиновым.
По поводу того, может ли себе позволить обычный человек питаться качественной едой: конечно, может. Мы обеспечиваем высокое качество выпуска всей продукции независимо от ценовой политики. Весь наш ассортимент, независимо от того, социальный это сектор, средний сегмент или продукция VIP-класса, проходит одинаковую проверку, одинаковый контроль качества.
Александр АСТАФУРОВ, директор компании «Молторг», с. Пестравка:
− Как добиться того, чтобы производитель некачественной продукции был наказан или покинул рынок? Или хотя бы не приходил со своей продукцией в Самарскую область. Неужели только через суд? Думаю, что должна быть какая-то политика у губернии. Вот, допустим, соседи наши, Ульяновская область. Не знаю, как они поступают со своим фальсификатом, но чужой, привозной, фальшивой продукции у них быть не должно. Вся политика области направлена на это: и минсельхоз, и все контролирующие структуры у них работают на эту чётко поставленную задачу. Нам хотелось бы, чтобы и самарское областное правительство делало что-то подобное для поддержки своего производителя.
Смотреть на срок годности – важно, но не всегда большой срок годности – показатель искусственного продукта. Это может быть и натуральный, но качественно сделанный и обработанный продукт. Мы на своём производстве год назад запустили систему ультрапастеризации, которая позволяет производить продукцию с длительным сроком хранения без потери качества. Это просто хорошее, дорогостоящее оборудование, которое очищает молоко, но при этом сохраняет все его полезные свойства. Но и обычная наша молочная продукция – кефир, ряженка, йогурты, молоко − хранится при соблюдении правильных условий достаточно долго именно за счёт того, что производство контролируется на всех этапах.
Появление определённой культуры торговли – это вопрос времени. Думаю, придёт время, когда торговая сеть сама будет отвечать перед покупателями за качество представленных продуктов. Когда им самим будет стыдно, что у них на полке лежит фальсифицированное масло из Пензы. Торговые сети ведь не в вакууме живут. Они прекрасно понимают, что не может масло стоить 20 рублей. То есть если они берут такой продукт и кладут его у себя на полку, они априори соглашаются, что торгуют фальсификатом. Сейчас уже сформировался определённый круг уважающих себя производителей, которые ни при каких обстоятельствах не пойдут на изменение рецептуры. Осталось только, чтобы магазины и покупатели тоже начали себя уважать.
Мы, например, сейчас с помощью министерства сельского хозяйства добровольно переходим на европейскую систему сертификации качества в связи со вступлением России в ВТО. При этом сертифицируются все этапы производства: регламентированы и температура, и влажность, и гигиенические нормы. В связи с этим проводим реконструкцию всех цехов, соответственно, повышается и качество продукции.
Смотрите также:
- Обман покупателя бьет по добросовестным производителям →
- Место совершения покупки должно быть комфортным →
- Хлеб тоже бывает поддельным! →