Кто защитит детей от взрослых?

   
   

Двести ничьих

Фонд наш был создан почти 25 лет назад. Его основной задачей стала помощь детям-сиротам, находящимся в казённых учреждениях. Побывав на учредительном съезде фонда в Москве и получив наставления от его инициатора, Альберта ЛИХАНОВА, я отправилась по сиротским домам области, побывала в закрытых тогда учреждениях - домах ребёнка. И испытала потрясение! На одну нянечку приходилось по двадцать пять грудничков, а детей постарше не во что было одеть. Нищета жуткая. Мы сразу же объявили сбор вещей. Работники детских домов брали всё - перешивали и одевали детей. Я проехала по больницам - в них лежало почти двести брошенных детей. Когда я назвала эту цифру в какой-то телепередаче, меня потом партийные начальники ругали - закрытую информацию, мол, разглашаешь. А мы в ответ у этих же начальников просили отдать здание партийной больницы на Шушенской. Хотели создать там реабилитационный центр для детей. Не отдали, конечно.

Но тогда всё же начали воплощаться в жизнь проекты, которые предлагал детский фонд: создавались центры усыновления, кризисные центры для подростков, центры помощи семьям, оказавшимся в трудной ситуации. Ещё запомнилась эпопея с напитком «Здоровье» - тогда нам удалось наладить производство полезного напитка из сыворотки на молочных кухнях города. Облздрав помог. И почти три года ребятишки Самары получали этот напиток. В те самые годы детей из инвалидных домов стали вывозить на экскурсии в город. Представляете: они впервые в жизни оказывались на улице - многие же были неходячие, без рук - без ног. Или, помню, как-то спросила директора детского дома: а у тебя дети мороженое пробовали? Она - нет, никогда. Я звоню на хладокомбинат, обещаю написать заявку. А мне отвечают: не надо заявку, мы привезем! Привезли огромные брикеты - дети месяц мороженое ели. Кстати, именно наш детский фонд стал инициатором создания организации бывших малолетних узников фашистских лагерей. Собрали всех в Киеве, «Аэрофлот» помог. Я и не думала тогда, что в Самаре так много людей с искорёженным войной детством.

Своя лепта

Про последних и не слышим. Очень часто нам говорят - у нас свои дети, нам своих нужно поднимать. Но милосердных людей меньше не стало. И организации помогают. Вот недавно Сбербанк откликнулся на нашу просьбу помочь средствами на оснащение детского центра для глухих детей в Тольятти. ИКЕА направляет по 50 копеек с каждой покупки, сделанной по семейной карте, на наш счёт. В нескольких магазинах Самары, в двух отделениях ЗАГС, в больнице имени Калинина, в аэропорту у нас стоят копилки, в которые мы собираем средства для тяжелобольных детей. Деньги земляки жертвуют. Недавно из копилки, установленной в Курумоче, достали 5-тысячную купюру. А так по пятьдесят рублей, по десятке набираем приличные суммы. Или есть у нас один молодой человек. Едет за продуктами для семьи в торговый центр - обязательно нам позвонит: кому помочь продовольствием? И, конечно, есть ещё тайное подаяние, когда на звонок в наш домик на Ленинской открываем дверь, а там - сверток лежит с вещами или деньгами. И всё это - от души. Но меня беспокоит другое - общее жестокосердие, сложившееся в нашем обществе. Оно и так брошено на самовыживание, что бы нам ни говорили о социальной направленности бюджета, о социальных программах. Все эти миллиарды - капля в море. 130 рублей детского пособия, право на которое еще и «заслужить» надо, - это издевательство. В нашем регионе, да и не только, думаю, в нашем, сложилась так называемая детская бедность - семьи с детьми живут ниже порога прожиточного минимума. Ждут помощи от нас

Защищать прежде всего их надо от их собственных родителей, пьяниц, наркоманов. От взрослых, которые недобры к детям. Я вспоминаю своё детство, которое проходило на улице. Отпуская нас на двор, родители за нас никогда не боялись, мы играли вместе со взрослыми в старинные русские игры. Сейчас же мы боимся оставить ребёнка на минуту - он может исчезнуть навсегда. Мы толком не знаем, куда они пропадают, что с ними происходит. Зато потом мы устраиваем телепередачи, чтобы их найти, организуем поиски в лесах и городах. Но есть простое правило: чужих детей не бывает. Надо быть внимательным не только к своему, но и к чужому ребёнку, играющему рядом с твоим или сидящим рядом с твоим за партой. - В чём нуждается сам Детский фонд? - Нам очень нужны свободные средства, чтобы оказать срочную помощь. Вот типичная ситуация: одинокая мама с ребёнком-инвалидом, к тому же уволенная с работы, приезжает к нам, истратив последние 15 рублей на трамвай, и нам бы дать ей рублей 100-200, чтобы она ребёнка накормила, а у нас денег нет. Бывает, достаём из собственного кошелька. Знаете, на этой работе приживается только тот, кто сам перенёс жизненные трудности, даже страдания. Только тогда он сможет понять отчаяние обездоленных людей, оценить их положение и оказать нужную помощь. И мы всегда рассчитываем на милосердие наших земляков, уверены в щедрости простых самарцев, которые могут помочь нашим подопечным домашней утварью, мебелью, техникой, игрушками, продуктами.

Смотрите также: