Проблемы в многоквартирном доме есть всегда, а вот решаются они за счёт жителей дорого и не всегда неэффективно.
Нашли лазейку в законе
Жительница дома по ул. Советской Армии Татьяна Пугачёва, проводит экскурсию по двору новенькой многоэтажки. Помимо жилых секций здесь располагаются и коммерческие площади — гостиница с банкетным залом и общепит.
«Для нас пока непрозрачны начисления за обслуживание. Ежегодно должны проводиться собрания собственников, а их не было с 2008 года. У меня половина суммы оплаты за квартиру составляет это обслуживание. А где оно? Благоустройство территории на инициативе жителей, ТСЖ активного участия не принимает, зато плату требует исправно. Мы как-то посчитали, что за обслуживание жилья каждый год собирается 2 млн. руб. с одного подъезда. За год можно было золотые ручки на двери поставить, а у нас дверь в подъезд неисправна», - рассказывает Татьяна Пугачева.
Александр Чупахин, живёт с Татьяной в одной секции. Жилец также не скрывает своих претензий к работе «дорогого» ТСЖ. По его словам, проблема в том, что в их доме создан... «новый вид крепостного права».
«После того, как мы получили ключи от квартир, не было ни одного собрания, избрания, ни протоколов, документов сметы - ничего. И никакой управы нет. Барин решил, какой оброк брать и собирает. Нас, собственников, не спрашивают. По закону раз в год должно быть собрание жильцов, на 2 года выбирается председатель правления. Уже 6 лет, не было ни одного собрания. Члены правления – их трое по уставу – недоступны для жителей. Вопросов накопилось к ним много. К примеру, у нас в доме собственная крышная котельная. Горячая вода почему-то тёпленькая, а берут как за горячую», - констатирует жилец.
Жильцы выяснили, что газовая стационарная котельная позволяет экономить расходы на тепло до 70%. Пока получается, что платят они столько же, как если бы горячую воду в дом поставляла ресурсоснабжающая организация.
Провести собрание и поменять правление жильцы пока не могут. В доме порядка 1000 квартир. По закону таких собственников должно быть 51 % от числа владельцев. Часть хозяев не проживают по адресу, а другая часть площадей — либо коммерческая, либо принадлежит застройщику. Получается замкнутый круг, который множит недовольство жильцов.
«В паркинге нам почему-то стали выписывать счета на машиноместа. У меня в свидетельстве о собственности написано, что, это не машиноместо, а квадратные метры в нежилом помещении. Моё парковочное место и соседнее отличаются по площади в 1,5 раза. Почему у нас должна быть одинаковая плата? Пусть выписывают плату, целесообразную стоимости. Охрана паркинга лишь номинальная, через паркинг можно зайти в любой подъезд и вынести что угодно. Нам выставляют счёт за обслуживание паркинга, но уборку там не проводили уже 2 года, лампочки перегорели», - продолжают перечислять свои претензии Александр Чупахин.
Жительница 3 секции Ольга Павлова, рассказала, что управляющий ТСЖ с января этого года обещает сделать перерасчёт паркинга на кв. метры, но воз и ныне там.
«Медвежьи» услуги
По словам жильцов, им периодически навязывают непонятные для них услуги, например, зачем-то меняют исправно работающий домофон и предлагают купить новый ключ. Попасть в дом после 20.00 без ключа затруднительно. Бдительные бабушки-консьержки не пропускают. Такой «комендантский час», по словам управляющего ТСЖ, создан для безопасности самих же собственников, чтобы проходной двор не устраивали, учитывая то, что другой охраны в жилом комплексе в ночное время нет. Руководство товарищества призывает жильцов заранее ставить консьержей в известность о поздних посетителях. Получается, кто не успел - тот опоздал?
У владельца квартиры Алексея Кичемасова вызывают недоумение затраты ТСЖ на чистку двора от снега в этом году: «Суммы берутся с потолка. За 2 месяца на дом начислено 700 тыс. руб. получается, по 350 тыс. в месяц. За эти средства снегоуборочная техника может ездить круглосуточно всё это время», - рассказывает Алексей Кичемасов.
Мы попросили прокомментировать обоснованность претензий жильцов, руководителя МБУ г.о. Самара «Ресурсный центр поддержки развития местного самоуправления», председатель комиссии по местному самоуправлению и ЖКХ Общественной палаты Самарской области Виктора Часовских.
Выяснилось, что закон на их стороне: общие собрания членов ТСЖ должны проводиться не реже, чем один раз в год. Ежегодно на собрании должна утверждаться и смета расходов и доходов ТСЖ – это ставка содержания текущего ремонта, также утверждается работа за год.
«Если собрание не проводилось, и смета не утверждалась, то за основу должны принимать ставки, определённые для муниципального жилья. Там же утверждается и размер зарплаты работников ТСЖ. Если собрания такого не было, то эти заработные платы не действительны. Это уже похоже на незаконное обогащение и мошенничество», - подчеркнул эксперт.
В тоже время в самом ТСЖ «Современник» утверждают, что все обвинения жильцов в их адрес голословны.
«Изложенные обстоятельства неоднократно были предметом изучения и не нашли своего подтверждения в рамках проверок административных и правоохранительных органов», — парирует претензии жильцов в своём ответе на запрос редакции председатель правления В. В. Пахомов, называя обратившихся жильцов - злостными неплательщиками коммунальных услуг.
Редакция «АиФ-Самара» с просьбой прокомментировать законность сложившейся ситуации обратилась в Прокуратуру Самарской области. В ведомстве обещали провести проверку и разобраться в ситуации. Результаты проверки будут известны через месяц. «АиФ-Самара» будет следить за развитием ситуации в ТСЖ «Современник».