Движение поездов на первом участке самарского метрополитена в городе Куйбышеве началось ещё 26 декабря 1987 г. Тогда ветка состояла из четырёх станций - «Юнгородок», «Кировская», «Безымянка» и «Победа». И вот 27 лет спустя и, что символично, тоже 26 декабря первая линия самарского метро удлинилась ещё на одну, десятую, станцию. Ею стала долгожданная «Алабинская», открытия которой самарцы ждали семь лет. Расположенная на улице Осипенко, она связывает центр города с отдалёнными районами. Вместе с новой станцией протяжённость первой очереди городского метрополитена сегодня составляет 11,13 км.
В тестовом пуске станции приняли участие первые лица губернии, а также работники метро. На торжественном митинге губернатор региона Николай Меркушкин передал символический ключ директору самарского метрополитена Сергею Шамину и оценил современное лаконичное убранство новой станции, а также поблагодарил метростроителей за отличную работу. Все вместе первые посетители станции совершили тестовую поездку - от «Алабинской» к «Российской» и обратно.
Главное - безопасность
Тем не менее работы на новой самарской станции метро продолжаются, и для пассажиров она недоступна. Главный инженер МП «Самарский метрополитен» Алексей Гурьянов сообщил, что задержки связаны с проверкой нового уникального оборудования станции: «Мы должны провести комплекс пуско-наладочных работ, проверить все системы, чтобы убедиться, что всё безопасно и работает. Оборудование, которое установлено на всех системах жизнеобеспечения станции, современное и в самарском метрополитене применяется впервые. Оно позволит экономить электроэнергию и упростит эксплуатацию оборудования».
«Алабинская» будет работать для самарцев в усечённом режиме. До сих пор не построен съезд для поездов (специальная подземная площадка для разворота. - Ред.), а значит, на станции до окончания работ будет функционировать только один вестибюль. Борис Мрыга, ветеран, который работает в самарском метрополитене со времён строительства первой станции, пояснил, что по такой же схеме сначала работала станция «Спортивная». Интервал движения поездов на новой станции составит 9-10 минут. Руководство метрополитена надеется, что с пуском «Алабинской» пассажиропоток увеличится как минимум на 20%.
Самарская подземка стала пятой в России и двенадцатой в СССР. Сегодня наш метрополитен считается одним из самых безопасных в стране - за всё время работы здесь не произошло ни одной чрезвычайной ситуации.
В 2013 году обсуждался вопрос о прекращении строительства метрополитена. Новые станции должны были заменить скоростные трамваи. Однако вскоре решили продолжать прокладку метро.
Интересно, что в самарском метрополитене побывали иностранцы. Так, в 2014 г. здесь задержали мэра британского города Чиппенхэма Джона Скрэггса, который сделал несколько фотографий нашей подземки.
Ещё не успев открыться, станция «Алабинская» поучаствовала в киносъёмках. Фильм-катастрофу «Метро» снимали в Самаре, местная подземка сыграла роль московского метро. Киношники побывали на строящейся «Алабинской», действующей «Московской» и в депо.
В 2010 г. вышел фантастический роман Сергея Палия «Метро-2033. Безымянка». Эта книга написана по мотивам романа Дмитрия Глуховского «Метро-2033» и рассказывает о людях, выживших в самарском метро после ядерной войны.
Продолжение следует
Строительство новой станции влетело городу «в копеечку». Стоимость «Алабинской» составила 9,3 млрд руб., 1,5 из которых выделили на окончание работ в этом году. Несмотря на трудности, от планов по развитию метрополитена власти не отказываются: в Самаре будут появляться новые станции. Следующей должна стать «Театральная», которую построят около Самарского театра оперы и балета. Она завершит первую ветку городского метро. Следом придёт черёд ещё одной ветки с четырьмя станциями, которая свяжет автовокзал с железнодорожным.
Общая стоимость этого глобального проекта, по словам губернатора, составит 30 млрд руб. Чтобы понять, насколько эта цифра велика, достаточно знать, что, по расчётам, строительство легендарной магистрали «Центральная» (она станет альтернативой Московскому шоссе и ул. Ново-Садовой. - Ред.) будет стоить городу 16-18 млрд. Однако расходы на такое нужное дело, как удобная подземка, руководство области не пугают.