Власти Самарской области назвали окончательную сумму, которая будет потрачена на ЧМ-2018 – 77,2 млрд рублей. Модернизация транспортной инфраструктуры, реконструкция аэропорта, строительство скоростной железнодорожной магистрали и прочих объектов инфраструктуры займет большую часть бюджета – 63,8 млрд рублей. На строительство стадиона потратят еще 13,4 млрд рублей.
«Прогнозируемый объем средств на подготовку к ЧМ-2018 составляет 56,4 млрд рублей: 17,6 млрд будет получено из федерального бюджета, 28,6 млрд – из средств области и города Самары, 10,2 млрд рублей – из внебюджетных источников, – прокомментировали в пресс-службе правительства Самарской области. – Кроме этого, 13,4 млрд рублей федеральный бюджет перечислит на строительство стадиона, рассчитанного на 45 тысяч зрителей, и 7,4 млрд рублей – на реконструкцию взлетно-посадочной полосы международного аэропорта Курумоч. Таким образом, общая сумма расходов составит 77,2 млрд рублей».
Региональная программа подготовки к ЧМ-2018 состоит из 58 мероприятий.
Восемь объектов
Вопрос прокладки коммуникаций для стадиона придется решать первым. В 2014 году в Самаре началось проектирование восьми объектов инженерной инфраструктуры к чемпионату мира по футболу. В первую очередь, это водовод, который обеспечит будущий стадион водой, очистные коллекторы и насосная станция.
«В вопросах подготовки к ЧМ-2018 город зависит от финансирования из вышестоящих бюджетов. Действующий коллектор уже изношен, его ресурс исчерпан. Любое строительство такого масштаба затрагивает интересы всех членов общества. Мы должны предвидеть возможные риски и предотвратить негативные последствия», – сообщил «АиФ-Самара» председатель комитета по вопросам строительства, имущественным и земельным отношениям Самарской городской думы Сергей Алёхин.
Запустить новые коммуникации планируют в 2017 году. Несмотря на то, что в запасе у города есть ещё три года, народные избранники хотят поставить работы на особый контроль уже сегодня. По мнению депутата Самарской городской думы Дмитрия Сурьянинова, в процессе строительства могут возникнуть препятствия, которые существенно затормозят ход работ.
«Земля, под которой будет проходить водовод, как это часто случается в Самаре, может принадлежать разным собственникам. Кроме того, может располагаться в непосредственной близости к прибрежным территориям и природоохранным зонам. Понадобится немало времени на то, чтобы получить все необходимые согласования», – заявил депутат.
Дорожный бум
Дороги Самарской области также ждут серьезные изменения. ЧМ-2018 может лишить губернию сомнительного статуса российской столицы плохих дорог, который был присвоен экспертами компании «Истгалф-Трансавто» в 2014 году. Масштабные работы по реконструкции региональной транспортной инфраструктуры идут второй год.
В 2014 году по области на ремонт и строительство дорожной сети в Самарской области направили в 2,5 раза больше средств, чем прошлом. К ЧМ-2018 в регионе ремонтируют и возводят комплекс дорожных объектов. Например, обновили трассу «Самара – Тольятти», в областном центре реконструировали главную городскую магистраль – Московское шоссе, запущен в эксплуатацию Кировский мост, ожидает ремонта и еще одна главная улица Ново-Садовая.
В 2015 году приступят к возведению Фрунзенского моста через реку Самарка, который снимет нагрузку с моста по улице Главной. Губернатор Самарской области Николай Меркушкин заявил, что документация подготовлена. Строительство важнейшей для Самары магистрали «Центральная», которая разгрузит Московское шоссе и Ново-Садовую, тоже стартует в будущем году. Уже проектируют мост через Волгу в районе Климовки.
В Тольятти за два года отремонтировали почти треть всех дорог и уже начали строить трёхуровневую развязку на трассе М5 при въезде на плотину Жигулёвской ГЭС. Её планируют завершить в 2016 году.
От центра Самары до Радиоцентра пустят скоростной трамвай. Для него выделят полосы по улице Ново-Садовой. Ещё одна линия будет проведена по улице Ташкентской, от станции метро «Кировская». Скоростной трамвай дешевле метро, поэтому именно он в дальнейшем будет совершенствоваться и модернизироваться. А если не хватит средств на строительство транспортных артерий, власти готовы подключить бюджет развития – около 15 млрд рублей.
С высоты птичьего полета
К ЧМ-2018 Самара обзаведется новой радиотелевизионной башней. Стоимость работ по возведению этого сооружения оценивается в 325 млн рублей. Башня будет не только транслировать радиосигнал, она также станет туристическим объектом. Наверху конструкции будет располагаться обзорная площадка, которая позволит увидеть город с высоты птичьего полета.
Сейчас объявлен конкурс по выбору компании-проектировщика новой телебашни. Согласно условиям конкурса, подрядчику необходимо разработать проект строительства металлической телебашни высотой 240 метров, при этом учесть установку на ней специального оборудования и архитектурного освещение конструкции. Вся проектная документация должна быть готова к 20 декабря этого года.
Реконструкция истории
Серьезные изменения ждут и исторический центр Самары. Капитально отремонтируют Центральный самарский телеграф, а также реставрируют памятники архитектуры: жилой дом на улице Фрунзе 1914 года постройки, дом Хреновой, особняк Путилова, усадьбу купца Санина, дом Курлиной, дом Петра Алабина и здание, в котором находились редакции первых в Самаре советских газет «Солдат, рабочий, крестьянин» и «Приволжская правда».
На это потратят около 5,5 млрд рублей.
Самарский «Сапсан»
Скоростная железная дорога соединит Самару и Тольятти и пройдет через аэропорт Курумоч. Футбольные болельщики смогут быстро добраться от воздушного порта региона до областного центра, время в пути составит около 40 минут. Приблизительная стоимость проекта составляет 6 млрд рублей.