«Тольяттиазот» - второе после АвтоВАЗа градообразующее предприятие Тольятти, одно из крупнейших предприятий российской химической промышленности. На заводе выпускают минеральные удобрения: аммиак, карбамид и др. Большая часть вырабатываемого аммиака идёт на экспорт. Например, в 2012 году - 85%.
С оглядкой на соседа
«Тольяттиазот» не раз попадал в эпицентр крупных скандалов. Предприятие подвергалось рейдерским атакам. Специалисты контролирующих служб не раз находили на заводе нарушения технологических процессов, да и с экологическими ведомствами у завода возникали трудности. Но сейчас химический завод может столкнуться с более масштабной проблемой. События на Украине могут оставить завод без транспортной магистрали, что негативно скажется на экологической безопасности региона.
Единственный путь, по которому транспортируют удобрение, - построенный ещё в 1980-е годы аммиакопровод «Тольятти-Одесса» протяжённостью 2 417 км. И если за российскую часть трубопровода можно быть спокойными, то украинская сторона теперь непредсказуема.
Пролегая по юго-востоку Украины, аммиакопровод может серьёзно пострадать в результате боевых действий. Но даже если этого не случится, украинская сторона может просто наложить «санкции» на использование коммуникаций - ведь за «заграничную» часть аммиакопровода отвечает госпредприятие «Укрхимтрансаммиак».
Впрочем, мэр Тольятти Сергей Андреев искренне надеется, что никто ничего не взорвёт: «Если, не дай бог, что-то произойдёт, то для города это будет большим потрясением, могут остаться без работы тысячи человек. Кроме того, в случае приостановки производства его придется консервировать, а значит, технологически трудно будет запустить вновь даже после восстановления трубопровода».
Владимир Бердников, доктор экономических наук, профессор Тольяттинского филиала РАНХиГС при Президенте РФ:
«Тольяттиазот» - второе в городе предприятие по ресурсной ёмкости и по финансовым потокам. Конечно, если оно остановится, могут возникнуть определённые проблемы, особенно в Комсомольском районе Тольятти. С экономической точки зрения трубопровод украинцам трогать невыгодно, и это все прекрасно понимают. Но чьи-то личные амбиции могут привести и к такому негативному варианту развития событий. Хотя, на мой взгляд, сейчас ситуация на Украине меняется: некий здравый смысл начинает преобладать.
Экологическая бомба
Но надежды надеждами, а альтернативных способов экспорта у «Тольяттиазота» фактически нет. Как ни странно, на заводе не очень переживают по этому поводу.
«Транспортировкой аммиака по российской части аммиакопровода занимается российская компания «Трансаммиак». Это наш многолетний партнёр, которому мы привыкли доверять», - так лаконично ответили на наш запрос в пресс-службе предприятия.
Эксперты «АиФ в Самаре» оказались не такими оптимистичными. Как отметил Владимир Жуков, председатель Торгово-промышленной палаты Тольятти, самое страшное для города в случае остановки аммиакопровода даже не потеря рабочих мест, а накопление на территории завода «лишнего» аммиака.
«ТоАз – очень страшное предприятие само по себе. Аммиак – тяжёлый газ, который стелется по земле и убивает всё живое. Завод и раньше страдал от украинских нападок: им кажется, что россияне мало платят за транзит. Когда происходят такие украинские отказы, здесь, на тольяттинской площадке, собирается огромное количество жидкого аммиака, причём в таких объёмах, на которые завод не рассчитан, - 70-80 тысяч тонн. Подует ветер - на расстоянии 400-500 км не останется ничего живого: вымрут и деревья, и люди. Поэтому для области эта угроза сейчас вполне реальна», - говорит эксперт.
Владимир Жуков также рассказал, что завод сделал всё возможное, чтобы наладить альтернативный путь транспортировки продукции:
«ТоАз очень долго бился, чтобы дали разрешение в районе Ростова отвести в сторону аммиакопровод и провести его в Тамань: там уже всё готово для транспортировки газа. Но Краснодарский край не дал разрешения делать это на их территории».
Для независимости тольяттинского предприятия от Украины нужно построить 300 километров аммиакопровода, и вот наконец на днях дело сдвинулось с мертвой точки: проект по производству и перевалке аммиака на Тамани, судя по всему, все же будет релизован. Соответствующих договоренностей достиг «Уралхим». Ожидается, что в эксплуатацию его удастся запустить не ранее чем через 4 года. Если проект по прокладке аммиакопровода через Краснодарский край будет реализован, это привлечет новых инвесторов и, соответственно, серьезно ударит по заводу в Одессе и по прибыли украинской стороны, которая недосчитается примерно 35 млн долларов в год. Кроме того, «Уралхим» и вовсе рассматривает варианты приобретения завода, что решит сразу множество проблем, стоящих перед российскими производителями аммиака.