Земля раздора
В Самарском крае не действует статья 36 Земельного Кодекса РФ. В соответствии с ней, если кто-то является собственником объекта недвижимости, то он имеет исключительное право на приватизацию земельного участка под ним или приобретение права его аренды. Но жителям губернии не повезло, им нередко отказывают в этом праве по причине «противоречия экономическим интересам Самарской области». Или мешают чиновники, вдруг решившие (обычно в интересах застройщика), что земля под домом принадлежит им. Характерный случай – частный дом на улице Вилоновской, 90 в Самаре. Он был оформлен в собственность 5 лет назад, а проживали в нем - с 1934 года. На оформление участка в собственность ушло семь лет, четыре года длились суды. К счастью, недавно суд принял решение в пользу жителей дома. К слову, решение о предоставлении земельного участка в соответствии с той же статьей 36 ЗК РФ должно приниматься чиновниками в весьма сжатые сроки. В нашей области страждущие годами ждут «высочайшего соизволенья», не подозревая, что это незаконно.
Нестрогий кодекс
Самарские чиновники постоянно нарушают строгие регламенты Градостроительного кодекса РФ по плотности населения. При расчете плотности населения и застройки берется только свободное пространство между уже стоящими домами, их придомовые территории, сами дома и их жители, которые так же должны учитываться, в расчёт не включаются. Красные линии в соответствии с Градостроительным кодексом устанавливают территорию общего пользования и определяют места, где нельзя вести строительство – вдоль транспортных магистралей, коммуникаций, зон общественного пользования и охраняемых территорий, они не могут проходить по частным землевладениям и по объектам капстроительства. В Самаре все наоборот. Департамент строительства и архитектуры провел их по зданиям, дачным участкам, частным дворам, ограничив тем самым возможность оформления земель в собственность. Летом прошлого года в областном центре была оформлена в частную собственность и отгорожена забором дорога между двумя участками по улице Подгорной на 2 просеке. Правоохранительные органы выяснили, что для приватизации понадобилось изменение границ красных линий.
Как король на именинах
В ГПК есть положение, которое обязывает судей перед началом слушания объяснять, какие обстоятельства, имеющие юридическое значение для дела, нужно доказывать каждой стороне. Председательствующий в суде должен разъяснять свои действия и цель, с которой он их производит. А согласно ч.2 ст. 156 ГПК также донести до присутствующих, что стороны имеют право возражать против действий председательствующего. Но все вышеперечисленное делают лишь единицы, утверждает юрист Анатолий Орехов. - Судья чаще всего не утруждает себя разъяснениями, что может напрямую повлиять на правосудность его решения. Не предусмотрено наказания за нарушение «Кодекса судейской этики», хотя в законе «О статусе судей» в случае нарушения этических норм говорится о дисциплинарной ответственности. Но реально в этом направлении закон не работает. Впрочем, в Амурской области полгода назад квалификационная коллегия лишила полномочий судью, задремавшего в зале. Но прежде сладко посапывающего в разгар слушаний «вашу честь» выложили на YouTube. Выходит, не законодательные механизмы «привлечения к ответственности» работают!
Приема не будет?
Статья 13 ФЗ №59 «О порядке рассмотрения обращений граждан», в которой говорится, что «личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами», не выполняется высшим судебным органам области, говорит Анатолий Орехов. - Все руководители госорганов обязаны проводить личный прием, а чтобы люди знали, когда они принимают, этот график должен висеть на видном месте. Председатели районных судов такие приемы ведут, а председатель областного суда и ее замы – нет, - сообщает правовед. - В приемной облсуда говорят, передавайте письменные обращения.
Отписки вместо ответа
Этим грешат почти все органы власти области (да, чего скрывать, и страны), органы местного самоуправления и отдельно взятые чиновники. Действующее законодательство, а именно, статья 10 ФЗ № 59 устанавливает за ними обязанность давать письменный ответ гражданину по существу поставленных в обращении вопросов. Например, такого: когда (понятно, что имеется в виду конкретный срок) меня переселят из аварийного многоквартирного дома? В пространном ответе обычно есть все, что вроде бы относится к делу: ссылки на нормативные правовые акты, информация о предусмотренных финансовых средствах на текущий год, предполагаемый срок организации конкурса на размещение муниципального заказа и т. д. Не указано ровно то, что и хотел узнать человек, а именно дату (хотя бы приблизительную) переселения.