По мнению председателя комиссии по ЖКХ областной Общественной палаты Виктора ЧАСОВСКИХ, такой порядок ведения дел — не что иное, как халатность управляющих компаний и их нежелание платить налоги. Ведь по правилам у каждой УК должен быть официальный прейскурант платных услуг, и находиться он должен на видном месте в ЖЭУ. С прейскурантами проблем нет — они есть в каждой управляющей компании. Только показывать их миру никто не спешит.
- Нет бы повесить прайс, порядок приёма заявки и выполнения работ на доску объявлений в подъезде, - сетует Виктор Часовских.
Кстати, там же, в прейскуранте, обязаны разъяснить, за что именно при починке ванной или прочистке трубы берут деньги. Замена такой-то детали, монтаж того-то, ремонт того-то — каждую платную услугу должны разложить до простых действий. Иными словами, предоставить калькуляцию. Это не даст находчивым коммунальщикам «накрутить» за работу астрономическую сумму.
Если в управляющих компаниях существуют такие официальные перечни платных работ с ценами, стало быть, и оплачивать их следует официально — по квитанциям. До окончания работ или после, в руки слесарю или в кассу — решает уже управляющая организация. В большинстве случаев расчёт происходит на дому. Как заверил Виктор Часовских, если названная вам сумма разнится с указанной в прейскуранте, надо требовать объяснения у руководства УК и платить строго по официальному прайсу.
Нет «закорючки» — нет денег
В последнее время много говорят о том, что нужно создавать советы домов. Мы так и не поняли, зачем они вообще нужны? Как они могут облегчить взаимоотношения между жильцами и управляющими организациями?
Н. Симонова, Самара
Пожалуй, одна из важнейших функций советов многоквартирных домов — это то, что их председатель имеет право подписывать акт выполненных работ. Это основной документ, по которому деньги со счетов домов, на которых аккумулируется квартплата, перечисляются на счёт управляющих компаний. Если акт не подписан, УК просто не получит деньги. Так что у неё есть повод подсуетиться на благо жильцов. Для сравнения: раньше этот акт мог подписывать любой собственник. Люди, ставившие свои подписи, не всегда подходили к этому ответственно.
- Найдут какую-нибудь бабулю, отрапортуют, что крышу починили и просят расписаться, - рассказал о привычной практике Виктор Часовских. - Она же не полезет на крышу проверять, правда это или нет.
Кстати, в Самаре уже есть случаи, когда председатели советов домов отказывались подписывать акты выполненных работ. В итоге УК пришлось «закорючку» заслужить - выполнить всё, что положено.
«Беспристрастные» квитанции
Не так давно в нашем доме поставили коллективный счётчик на воду. Мы, конечно, слышали, что объём воды, затраченный на общедомовые нужды, должен распределяться поровну между всеми собственниками. Но я подозреваю, что на самом деле УК делит его между добросовестными жильцами, а злостных неплательщиков оставляет в стороне. Так ли это?
А. Гусаров, Самара
Едва ли. Ведь начислением квартплаты и её расчётом в Самаре занимаются не управляющие компании, а МП «Единый информационно-расчётный центр» (ЕИРЦ). УК лишь предоставляют туда данные.
- Им в ЕИРЦ всё равно, у кого есть долги, а у кого их нет, - заверил Виктор Часовских. - А чтобы убедиться, правильные ли показания управляющая компания передаёт в центр, поровну ли их делят между собственниками жилья, необходимо создать совет дома и контролировать снятие показаний приборов учёта.