Музей - произведение искусства
- Нужны ли в наше время провинциальные музеи? Может, оцифровать всё, выложить в Сеть и повесить замок на дверь?
- Если не в Москве живём, так и не люди, что ли? Провинциальные музеи не просто нужны, они необходимы. Где еще человек может прикоснуться – и в прямом, и в переносном смысле - к своим корням? Нас пытаются американизировать, и использованием информационных технологий в музеях в том числе. Как раз сейчас об этом статью пишу, «Пора ломать стереотипы» называется. Я думаю, что многие чиновники встретили бы предложение повесить на музеях замок с восторгом. Меньше головной боли. Но музейщики – люди упёртые. Не зря говорят, что в музей не приходят, а попадают – как под трамвай, в тюрьму или в больницу.
- Даёт ли жить музею государство - местные и «дальние» чиновники?
- На местных пожаловаться не могу. А вот от «дальних» дурацких распоряжений – «выше крыши». Начать с того, что из-за непроработанного закона № 131 здание музея пришлось передать в ведение сельской администрации. А все мы работаем от районного управления культуры. Так и стоим враскоряку. Сейчас «внебюджетки» в сельской администрации нет, финансирование только по бюджету, так мы даже деньги не можем туда перевести, чтобы купить что-нибудь вроде насоса для котельной. Или починить пожарную сигнализацию. Я уж не говорю про приобретение разных нужных мелочей – только по безналу и при наличии договоров. Из-за этого музей, кажется, останется на следующий год без специализированных журналов. А без них – как в подвале. Конечно, многое можно найти в Интернете – если знать, что искать. Например, о художнике А.А. Тавризове я узнала из журнала «Мир музея», а он видит музей так же, как и мы, – как единое произведение искусства.
- Что значит, музей – произведение искусства, что такое, на ваш взгляд, вообще современный музей?
- Музей вне времени. Создание музеев – потребность общечеловеческая. Посещение музея должно быть большим светлым праздником, музей – это страна чудес. И ошибается тот, кто думает, что современному человеку не нужна сказка. Вспомните хотя бы успех «Аватара»… Наш музей устроен по принципу «бабушкиной шкатулки». Кто не любил в детстве покопаться в какой-нибудь шкатулочке?
-Всё чаще говорят, что музей должен стать самоокупаемым учреждением (то же, кстати, и о школах, и о больницах говорят). А возможно ли это сделать? Есть ли меценаты? Получаете ли гранты?
- Самоокупаемыми могут быть только бордели. Даже Лувр на государственной дотации. Конечно, у нас есть меценаты. И гранты мы выигрывали. Вообще, когда есть стоящая идея, деньги под неё всегда находятся. И ездят к нам не только из близлежащих городов (я уж не говорю про деревни) или из того же «Волжского Утёса», но и из-за границы. Этим летом вот мальчик с девочкой заглянули проездом из Осло во Владивосток.
- Кстати, входит ли ваш музей в какой-нибудь туристический маршрут?
- Вот в туристические маршруты Усолье не включено. А зря. По справочнику Суворина «Вся Россия», который издавался с середины XIX века по начало XX, «Усолье близ Самары – одно из красивейших мест России». 26 мая 2012 года начнётся 35-я Соляная Ярмарка. Проект оказался на редкость жизнеспособным, уже в марте мне начинают звонить: когда будет Ярмарка? В следующем году она будет в каждую последнюю субботу месяца с мая по август. С 11 до 14 часов. При любой погоде. Наталья Румянцева со своей вязаной игрушкой сейчас уже напрямую из Москвы заказы получает, а начинала на Ярмарке. Радует то, что дети приносят свои поделки, продают за гроши – 10-20 рублей. Но это их честно заработанные деньги. Мы разработали сувенирную базу. Сейчас готовим к отдельному изданию Усольскую летопись, написанную в конце XIX века Сергием Преображенским, с нашими комментариями. Да много чего еще…
Российская глубинка притихла на время
- Как идёт жизнь в самом Усолье?
- Всяческими реформами и преобразованиями сельского жителя практически лишили медицинской помощи. Больница в Усолье фактически уничтожена, хороших врачей нет. Почему-то считается, что сельчане могут прокормить себя со своего подворья. Но с нынешними расценками на воду и корма мелкое, для себя, производство овощей и мяса становится нерентабельным. Я вот огород забросила и даже кур теперь не держу. Купить – дешевле. Летом мужики разъезжаются подрабатывать на стройках. А бабы остаются на хозяйстве. Молодёжи вот только негде работать. Разъезжаются по городам.
- Остались ли люди, которые ещё что-то руками умеют делать: мастера, художники, просто хорошие столяры и слесари, например?
- Мастеровых людей в Усолье много. Усолье на творческих людей богатое: есть свои художники, поэты, композиторы. Народ вяжет, вышивает, режет и расписывает по дереву – всего не перечислить. Многие искусники ушли из жизни, но их работы остаются в музее. Есть цех по изготовлению эксклюзивной мебели – там свои мастера.
- Значит, возродится российская глубинка? В том числе и с помощью сельского музея?
- Российская глубинка не умирала, так, притихла на время. И Россия возродится. Это несомненно. Но через какие испытания ей придётся пройти – ведает один Бог. Но я не стала бы возлагать на сельские музеи ещё и эту задачу. Мы храним историю. За «спасибо», которое нам никто не говорит. В смысле – власть нас не благодарит. А вот после каждой экскурсии – сплошные благодарности. За 25 лет – четыре книги отзывов – только хороших. На этом и держимся.