Полчаса страха или...
«ГАЗели» давно стали притчей во языцех. Их не любят гаишники, пенсионеры и высокорослые пассажиры, зато ценят любители быстрого перемещения по городу. Первый довод противников жёлтых маршруток – «ГАЗели» небезопасны. Однако на официальном сайте производителя эти машины официально заявлены как микроавтобус. Другое дело, кто ими управляет. Думается, наркоман за рулём огромной «Скании» представляет на дороге не меньшую опасность. А дисциплинированность «водил» вызывает вопросы не только у их дрожащих от страха пассажиров, но и у бесстрашных и неподкупных сотрудников ГИБДД — они зафиксировали в этом году 11 650 нарушений, допущенных водителями пассажирских автобусов. - Один из доводов против «ГАЗелей» - их трудно контролировать при выходе на маршрут, - говорит сопредседатель межрегиональной общественной организации «Город и транспорт» Антон БУСЛОВ. – Бывает, на линию они выезжают спозаранку из дворов и кустов, говорить о каком-то техническом контроле в этом случае не приходится. В Самаре был случай, когда на маршруте работала «ГАЗель»… с неработающими тормозами!
Водитель тормозил двигателем, а на остановках ещё притирался колёсами к бордюру. Когда пассажиры заметили это и позвонили в ГИБДД, на том конце провода в такое просто не поверили. Каково же было изумление гаишников, когда они убедились в этом своими глазами! Бывший водитель «ГАЗели» Андрей начинал работать на «маршрутке» еще в «Самарском извозе» в 2001 году. Он уверяет, что тогда был полный порядок и с кадрами, и с техническим состоянием машин. - На работу принимали только тех водителей, которые не меньше трёх лет отработали на пассажирских автобусах, - вспоминает он. - В 2006 году, когда предприятие распалось, новые фирмы стали брать кого попало: и гастарбайтеров, и тех, кто только-только купил себе права. Расплодилось огромное количество «ГАЗелей», их водители ездили по одним маршрутам, без расписания, конкурировали между собой, устраивали гонки, драки.
Главным принципом работы стала сдача ежедневной выручки любой ценой, иначе «газелиста» просто «ставили на счётчик». Плюс ещё надо было заработать на бензин и ГСМ и себе что-то оставить. Машины «убивали», ставили в ремонт только тогда, когда они начинали рассыпаться. - На самом деле все проблемы с «маршрутками» – в головах руководителей транспортных предприятий, - размышляет бывший водитель. - Дело не в «ГАЗелях» или «ПАЗах». Нужно грамотное распределение микроавтобусов по маршрутам, графики, расписание выездов, которое согласовано с расписанием общественного транспорта, упорядоченные интервалы между муниципальными и частными автобусами.
Сельский «кишкотряс»
Городской департамент транспорта заявляет, что на смену «ГАЗелям» в Самаре придут автобусы большей вместимости категории М3. В неё попадают машины массой больше 5 тонн и «с числом посадочных мест более 8». Но ведь в «ГАЗели» старого образца 13, а нового – 15 мест! Тот же департамент сообщает: «Под эти характеристики подходит много марок: «ЛИАЗ», «ПАЗ», «Богдан» и др. Часто выбор делается в пользу «ПАЗ» из-за наилучшего соотношения цены, надёжности и отсутствия проблем с запчастями».
И действительно, многие перевозчики сегодня переходят на автобусы «ПАЗ». В народе это чудо творения павловской мысли известно под прозвищем «кишкотряс». При этом руководитель департамента транспорта Самары Владимир ТИТОВ заявляет, что не может указывать частникам, автобусы какой марки им следует закупать. - «ГАЗели», безусловно, надо менять, - уверен Антон Буслов. - Во-первых, потому что они нерационально используют городское пространство. Во-вторых, когда к остановочному пункту одновременно подъезжают 5 «ГАЗелей», он не способен их пропустить. Отсюда посадка-высадка пассажиров во втором-третьем ряду, нарушение ПДД. Но и «ПАЗы» в смысле эффективности не намного лучше. «ПАЗ» разрабатывался как машина для сельской местности, у него шасси от грузовика. Да, он немного лучше «ГАЗели» по эффективности расходования городской площади.
Но это не конечная цель перевода «частников» на автобусы. Чиновникам нужно подумать, как поощрять приобретение частниками больших автобусов. Это реально сделать, когда будут консолидированы маршрутные потоки. Должна быть разработана схема, которая позволит частникам реально пользоваться кредитами и лизингом. Сейчас мы собираем предложения, какими частные перевозчики видят изменения маршрутной сети Самары. В городском ГИБДД решение поменять «Газели» на ПАЗики считают целесообразным. ПАЗик менее скоростной, более вместительный и неповоротливый, а значит вполне логично ожидать сокращение количества ДТП и небольшой разгрузки самарских дорог. Хотя, по мнению специалистов из ГАИ, гораздо больший эффект принесла бы замена «Газелей» на крупногабаритные автобусы, они представляют собой самый безопасный вид транспорта.