Примерное время чтения: 6 минут
106

Что сулит новый закон потребителям медуслуг

В нём очень подробно прописан механизм, как именно должны выполняться те или иные нормы закона. Получилась своего рода «дорожная карта» для всех участников рынка медицинских услуг - от пациентов до фондов ОМС. Принципиально важными для рядовых граждан являются в новом законе два момента: человек может самостоятельно выбрать лечебное учреждение и страховую медицинскую компанию, которые будут его обслуживать. О том, что сулят нововведения потребителям медуслуг, мы побеседовали с Николаем ПРОХОРЕНКО, главным внештатным специалистом министерства здравоохранения и социального развития Самарской области по медицинскому страхованию и методологии управления здравоохранением, членом Общественной палаты Самарской области, президентом ассоциации медицинских страховых компаний Самарской области, директором филиала страховой компании ЗАО «МАКС-М» в Самарской области, экспертом Федерального фонда ОМС, страховщиком с 20-летним стажем.

Без «срока годности»

АиФ: - Николай Фёдорович, значит ли это, что надо всё бросать и сломя голову бежать менять медицинский полис?

- Успокою людей: волноваться, что к какому-то сроку не успеете, не стоит. Абсолютно все полисы, выданные до 1 января 2011 года, будут действительны до их замены на полис единого образца. А срок такой замены законом не ограничен. Новый же порядок выбора лечебного учреждения может реально заработать или к концу года, или с начала 2012 года.

- А если человека не устраивает его страховая компания и он сам хочет её поменять?

- Новый закон как раз и предоставляет право каждому человеку выбирать любую страховую компанию на территории своей области. Раньше за него это делали или работодатель, или правительство области.

Пошли за клиентами

- Вам не кажется, что рядовые граждане в большинстве своём довольно пассивны и пойдут скорее за теми, кто их сам поведёт? Скажу жёстче: именно между страховыми компаниями начнётся борьба за клиента - деньги ведь идут вместе с ними.

- Да, увы, уже началась. И она принимает некрасивые формы. Представители некоторых страховых компаний кинулись в поликлиники, к главным врачам, чтобы те провели работу с медперсоналом, объяснили, какие страховые компании «правильные», а какие - нет. По домам начинают ходить социальные работники и рекламировать определённых страховщиков. А в школах и детсадах среди родителей на собраниях сеют панику - срочно поменяйте полис, тут же предлагая заполнить бланки о выборе страховой компании. Доходит до абсурда: людей просто дезинформируют, заявляя им, к примеру, что какая-то страховая компания уже не действует на территории района или, ещё хуже, – «по вашему полису вам больничный лист не дадут или не оплатят». Сплошь и рядом за людей заполняют заявления без их ведома.

- Как людям к этому относиться? Далеко не все разбираются в тонкостях страхового дела.

- В тонкостях не надо разбираться. Надо элементарно проявить гражданскую активность - не будьте пассивными, не давайте мошенникам собой манипулировать. Если вам в лечебном учреждении отказывают в приёме из-за того, что у вас «неправильный» страховой полис, или вдруг вы обнаружили, что попали в другую страховую компанию - а вы заявление о выборе не писали, - звоните в свою прежнюю страховую компанию, обязательно пишите жалобу.

- То есть помощь по-прежнему должны оказывать по полису любой страховой компании?

- Да. И по-прежнему законы для всех страховых компаний одинаковы, и форма полиса обязательного медицинского страхования едина по всей стране. И главная задача страховых компаний - не распространение полисов любой ценой, а защита прав своих застрахованных.

Конкуренция в качестве

- Хорошо, народ вы успокоили. Но для чего тогда затеяна вся эта история со свободным выбором свободных людей?

- Чтобы обострить конкуренцию среди страховых компаний. Но не яркими зазывными плакатами и уж тем более не административными методами должна вестись конкурентная борьба. Здесь не о цене речь. Конкуренция востребована в категории «качество». Страховые компании для привлечения клиентов должны работать не только с руководством лечебных учреждений, а повернуться лицом непосредственно к людям.

- И как же человеку, привыкшему к нашему медобслуживанию, «по умолчанию» оценить заботу страховщиков?

- У всех компаний должен быть свой сайт с необходимым набором документов, с возможностью задать и получить ответы не позднее 5 дней. Можно посылать более привычную для людей старшего возраста почтовую корреспонденцию. Можно позвонить. В нашей компании такая справочная работает круглосуточно (бесплатный федеральный номер 8-800-555-44-03). Специалисты компании должны информировать клиентов по широкому спектру проблем, в том числе и по конфликтным вопросам. Эксперты должны оперативно и профессионально решать возникающие вопросы. Я не сомневаюсь, что нынешняя вакханалия по «захвату» клиентов закончится, и в выигрыше окажутся серьёзные компании, которых не испугает даже временный отток клиентов. Качество всё равно возьмёт своё. А люди должны измерять свои взаимоотношения со страховщиками исключительно собственной удовлетворённостью медпомощью.

- И если нет удовлетворения?

- Если человек недоволен страховщиком (как-никак страховая компания отвечает за качество медицинского обслуживания, должна контролировать, хорошо ли лечат в больнице её клиента, разрешать все возникающие проблемы), он может выбрать другого. Почитайте о страховщиках, работающих в вашем регионе, посмотрите, кто надежнее по рейтингам, посмотрите сайт компании, почитайте там новости о ее работе, сделайте звонок в компанию, задайте интересующие вас вопросы. Выберите понравившуюся. После выдачи нового полиса старый аннулируется автоматически. Менять страховую компанию можно лишь один раз в год. За исключением случаев, если человек переехал в другую местность, где его страховщик не работает, или если у страховой компании закончилась лицензия.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

АиФ-Опрос

Покупает ли вы алкогольные напитки на розлив?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах