Примерное время чтения: 4 минуты
67

Выведут ли Самару на чистую воду?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7. "АиФ-Самара" 17/02/2010

Конкурс объявлен ещё в сентябре прошлого года. Но местное ЗАО «Предприятие тепловых сетей» (ЗАО «ПТС») в суде пыталось оспорить его легитимность, тем самым затянув принятие решения комиссией. Лишь 25 января арбитраж отказался удовлетворить ходатайство ЗАО «ПТС». Теперь эксперты гадают: были его действия неудачной попыткой восстановить законность или безуспешным намерением сорвать конкурс и какие последствия это могло иметь для города.

Полезное сотрудничество

По мнению ряда аналитиков, ситуация в Самаре демонстрирует явное противодействие некоторых представителей бизнеса развитию государственно-частного партнёрства (ГЧП). Между тем о ГЧП, в первую очередь в коммунальном хозяйстве, ещё в 2003 году объявило Правительство РФ. Его поддержала «Единая Россия» с программой «Чистая вода». А на международном форуме в Сочи в 2007 году тогда ещё президент Владимир ПУТИН прямо заявил об использовании возможностей не только государства, но и частных операторов в «масштабных проектах модернизации ЖКХ».

Партнёрство бизнеса и власти уже успешно зарекомендовало себя во всём мире, что объясняется довольно просто. ГЧП предполагает управление инфраструктурой города частной компанией совместно с муниципалитетом. Нужно подчеркнуть, что при этом собственником имущества по-прежнему остаётся город, а частная компания лишь арендует имущество и вкладывает средства в его модернизацию и ремонт. В данном случае речь идёт об управлении, а следовательно, и финансировании объектов водоснабжения и водоотведения Самары. Их состояние сегодня весьма плачевное: некоторые СМИ не раз писали о том, что муниципальное предприятие «занимается латанием дыр» и что «для обеспечения нормальной эксплуатации сетей и сооружений» ему ежегодно необходимо полмиллиарда рублей.

Кто участвует

Ситуация в Самаре с затягиванием конкурсной процедуры вызывает недоумение ещё и потому, что пример успешного партнёрства бизнеса и власти сегодня демонстрируют многие города. Большая часть всех существующих сегодня контрактов ГЧП в водной сфере России заключена в 2004-2006 годах. С 2007 года подписаны договоры ГЧП по итогам региональных конкурсов в Арзамасе и Краснодарском крае. Этот список может пополнить и Самара. В конкурсе, объявленном муниципалитетом на право аренды «Водоканала», изъявили желание участвовать 8 предприятий. Три из них представляют крупнейших на сегодня операторов в российском ЖКХ: ОАО «Российские коммунальные системы» (РКС), ООО «Водные проекты» (ОАО «Евразийский») и ООО «РВК-Самара» (ГК «РОС­ВОДОКАНАЛ»). В отношении других компаний-участников возникают вопросы.

Так, ОАО «Облводоканал» образовалось в августе 2009 года. Но уже в сентябре решило участвовать в конкурсе на право аренды имущества муниципального предприятия, не имея при этом опыта управления такими крупными объектами, как «Водоканал», даже на уровне аффилированных лиц. По данным облпрокуратуры, Самарский филиал ЗАО «ПТС-Сервис», которое контролируется ЗАО «ПТС», в 2008 году превысило допустимый перерыв в подаче тепла в жилые дома в осенне-зимний период. В связи с этим в отношении директора Самарского филиала ЗАО «ПТС-Сервис» прокуратура возбудила административное дело. В прошлом году, по сообщениям прессы, административное дело было возбуждено и в отношении руководства самого ЗАО «ПТС» в связи с отключением горячей воды за долги перед ним ТСЖ и управляющих компаний в одном из районов Самары. Рискованно компании, имеющей проблемы с выполнением своих обязанностей на тепловом рынке Самары, браться за управление имуществом ещё и городского «Водоканала». Хотя это не помешало ей через суд добиваться признания конкурса нелегитимным. Впрочем, некоторые участники объяснили инициативу судебных тяжб не стремлением ЗАО «ПТС» восстановить законность (безосновательность этих попыток уже доказал арбитраж), а заинтересованностью компании в срыве конкурса.

Нужны профи

Чем закончится тендер в Самаре, трудно прогнозировать. Очевидно одно: если в России управлять упадочными, но при этом стратегически важными муниципальными хозяйствами придут непрофессио­налы, то потребителям ждать изменений к лучшему вряд ли стоит. Такие же перспективы возможны, если имущество городов так и останется в управлении муниципалитетов, которые из-за недостатка финансирования не смогут обеспечить должного развития коммунальному хозяйству. В этом случае самарский водоканал рискует остаться без арендатора, а следовательно, и без значительных финансовых вливаний, которые могли бы улучшить ситуацию в водопроводно-канализационном хозяйстве города. Хочется верить, что этого не произойдёт.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах