К путешествию по Волге на озёрных коньках самарские программисты Валерий Студенников и Илья Сухов готовились несколько лет. Автор идеи маршрута Илья Сухов изучал космические снимки и динамику ледового покрова реки, штудировал рыбацкие форумы и чаты, проводил «разведку боем». Ребята предупреждают: повторять подобное очень опасно.
Готовились три года
Марафоны на коньках часто проходят зимой на Байкале. Однако впервые на такое путешествие решились отправиться по Волге в декабре.
«В нашей полосе всё упирается не в физические возможности, а в отсутствие подходящей дистанции. Ехать на озёрных коньках несложно и довольно быстро: 25-30 км/ч. Как только Илья Сухов изучил и разведал маршрут и представилась подходящая погода, лёд окреп, мы осуществили этот марш-бросок», — говорит Валерий Студенников.
Илья Сухов рассказал, как они с Валерием готовились к прохождению маршрута. Чтобы реализовать идею, понадобилось несколько лет.
«Специальной физической подготовки отдельно к этому заезду не было. На коньках проехать 100 км нетрудно, особенно при попутном ветре — было бы достаточное количество подходящего и безопасного льда. Однако, от задумки до реализации идеи прошло три года, в течение которых проводилась теоретическая подготовка. Изучались спутниковые снимки водохранилища в периоды ледостава, чтобы выявить опасные и проблемные места; изучались рыболовные форумы Самарской и Ульяновской областей с этой же целью; изучались карты для детальной проработки маршрута и изучения точек возможного схода с него на случай аварийных и непредвиденных ситуаций. В прошлом году делался пробный разведочный заезд от Тольятти до Хрящевки», — говорит Илья.
Обычно ледостав на Куйбышевском водохранилище происходит в декабре. В этом году в начале месяца после морозов, толщина льда позволяла передвигаться по нему безопасно — самое тонкое место было 10-15 см. А в основном толщина была 20 и более см, и по льду без опаски перемещались рыбаки на снегоходах.
Кроме того, свежий «чёрный» лёд — самый прочный и однородный, гораздо прочнее любого зимнего и уж тем более весеннего льда при сопоставимой толщине.
Километры ярких эмоций и открытий
Валерий Студенников поделился впечатлениями от пройденного маршрута. По его словам, когда много катаешься на коньках по различным замёрзшим водоёмам, наблюдаешь десятки самых разных удивительных ледовых явлений, порой весьма необычных.
«В этот раз удивили многочисленные трещины в виде „прямоугольного сигнала“ (многократно повторённая ровная буква „П“), не понятно, как такое могло возникнуть. Также в нескольких местах были труднопроходимые участки с замёрзшими льдинками в виде блюдец. Было практически невозможно там ехать даже на озёрных коньках. И идти там также сложно, постоянно поскальзываешься. Но самый сложный участок был в районе стрелки рек Волга и Большой Черемшан. Там лёд плохой и тонкий с труднопроходимыми участками, пересечёнными торосами, приходилось обходить эти участки и было страшно», — рассказывает Валерий.
По словам путешественников, маршрут, что называется, «со звёздочкой» и подходит только опытным туристам. Тем, у кого нет опыта езды по замёрзшим водоёмам и по Волге, однозначно не рекомендуется.
Почему ребята решились на этот эксперимент?
«Как туристы-любители мы постоянно ищем что-то новое, интересные маршруты. Лично я недавно купил озёрные коньки и просто хотелось их испытать в деле. А Илья Сухов, как турист со стажем, который катается на коньках с четырёх лет, давно присматривался к данному маршруту, изучил эту дистанцию и понял, что она в принципе проходима и что такой маршрут реально осуществить», — говорит Валерий.
«И не страшно было?» — спрашиваю я Илью. «Страх местами присутствовал конечно, но умеренный. Он и должен присутствовать — это ведь защитный механизм, помогающий трезво оценивать ситуацию, взвешивать риски и не дающий излишне расслабляться. Не боятся только дураки», — говорит турист.
Валерий и Илья убедительно просят не повторять их маршрут без должной подготовки и практических знаний.
«Если вы решаетесь на подобный маршрут и у вас нет опыта, езжайте в компании опытных туристов, имейте с собой герметичный пакет с сухой одеждой и почитайте статьи, как выбираться из проруби в случае провала», — говорит Валерий.