В интернете опубликованы десятки видеороликов, на которых запечатлены страшные минуты трагедий на железной дороге. Пешеходы забывают оглянуться по сторонам, снять наушники на железнодорожном переезде, а автомобилисты несутся на запрещающий сигнал, надеясь проскочить. Итогом таких поступков часто становятся наезды, с последствиями которых, как правило, приходится учиться жить машинистам.
Не остановить?
В кабине машиниста специально установили видеокамеру. На кадрах видно, как поезд стремительно приближается к железнодорожному переезду. Вдруг один из членов локомотивной бригады замечает препятствие на пути за несколько сотен метров и сразу предпринимает все меры для остановки. Состав начинает сбрасывать скорость, но, как говорят железнодорожники, – это махина, которую так просто не остановишь.
– Бабушка, ну уйди с дороги! – кричит один из членов локомотивной бригады. Он одновременно и беспрерывно подаёт звуковой сигнал. Поезд стремительно приближается к пешеходу, который не успевает отреагировать. Состав остановился только через несколько метров, а локомотивная бригада не успела хоть как-то помочь человеку. Что теперь делать? Искать виноватых?
Сотрудники железной дороги не перестают рассказывать людям о страшных последствиях неосторожного поведения в зоне повышенной опасности. Причём могут погибнуть не только невнимательные пешеходы или автомобилисты. Огромные риски несёт и сама локомотивная бригада. В случае возникновения внештатной ситуации по регламенту первым кабину покидает помощник, а затем и сам машинист, но только после того, как примет все меры для экстренной остановки. Они оба уходят либо в специальный отсек, либо в соседний вагон. Но в случае столкновения с многотонным грузовым поездом, у сотрудников не так много шансов сохранить свою жизнь.
Медведя под колёса
В составе локомотивной бригады два человека: машинист и его помощник. Их заранее учат не только управлять поездом, но и справляться с различными стрессовыми ситуациями. Сотрудники проходят обучение в компьютерном классе, а после оттачивают мастерство на современном тренажёре 2ЭС6. Его приобрели в 2017 году почти за 5 миллионов рублей.
«Раз в квартал 600 человек должны пройти обучение на наших тренажёрах. Ежедневно на 2ЭС6 тренируются от 4 до 5 человек. Также у нас есть и старый образец – ВЛ10У. На нём отрабатывают свои навыки те, у кого пока нет разрешения на работу на новом локомотиве», – пояснил заместитель начальника локомотивного депо Кинель по кадрам и социальным вопросам Александр Кокунин.
На тренировках для машиниста и его помощника специалист моделирует разные стрессовые ситуации. Задача команды – в кратчайшие сроки принять все необходимые меры, чтобы максимально смягчить последствия возможной трагедии в реальной жизни.
«В техническом кабинете находится тренажёрный комплекс 2ЭС6. Здесь проходит обучение вновь назначенных машинистов: они учатся управлять электровозом и набираются опыта. А также на тренажёре отрабатываются действия машиниста в нестандартных ситуациях, связанных с безопасностью движения поездов: смена сигналов и различные неисправности. Я работаю на железнодорожном транспорте с 18 лет. С 2001 года побывал во многих внештатных ситуациях, но у меня получалось вовремя останавливать поезд. Это очень большая ответственность. Прежде всего, за жизни людей и за груз, который мы везём», – говорит машинист электровоза Дмитрий Юров.
Тренажёрный комплекс оснащён самыми последними технологиями, поэтому рабочая обстановка максимально приближена к реальной. На экране можно создать любое время суток и время года, а также изменить погодные условия: добавить снегопад, дождь или туман. Специалисты осознанно моделируют стрессовые ситуации для того, чтобы психологически подготовить локомотивную бригаду.
«Мы можем создать абсолютно любую ситуацию: развал в соседнем или в своём поезде, отказ тормозов, появление препятствия на пути. При ясной погоде его можно заметить за 600-800 метров и, не применяя экстренного торможения, остановить поезд. Кстати, на тренировках мы никогда не моделируем людей в качестве препятствия, их заменяет медведь. Он появляется неожиданно, и тогда всё зависит от работы локомотивной бригады», – утверждает машинист.
По последним технологиям
Тренажёрный комплекс – это полная копия кабины реального 2ЭС6. Электровозы находятся в эксплуатации с 2016 года. Машинист Дмитрий Юров и его помощник Александр Кадышев с гордостью продемонстрировали посетителям возможности новой техники.
«Локомотив современный, и по техническим характеристикам он намного мощнее своих предшественников. Одним таким электровозом можно везти более тяжёлые поезда. Он оборудован микропроцессорной системой управления, которая сама выбирает силу, с которой везти состав. Система очень удобная, особенно для малоопытных молодых машинистов. Также на новых локомотивах установлен комплекс безопасности, который предполагает вождение без помощника т.е. управлять им может один машинист», – говорит Александр Кадышев.
Железнодорожники в один голос твердили, что самое главное преимущество новой техники – это полная тишина в кабине. Никакого шума дороги и ничего не отвлекает от работы. Также в кабине создаётся необходимый микроклимат и поддерживается постоянная температура, все санитарные и бытовые условия соответствуют нормам.
За помощью к специалисту
К сожалению, даже самый современный локомотив не способен мгновенно остановить поезд весом в несколько сотен тонн. В таких ситуациях машинист практически бессилен. Если трагедия всё-таки случается, локомотивной бригаде приходится учиться как-то с этим жить.
«Это серьёзная психологическая травма, но в первые минуты после наезда машинист может и не понять, что произошло. У него нет времени расслабляться: он вместе с помощником должен без промедления оказать помощь, если человек жив. Тут бригада сама выступает в роли психолога, так как нужно поддержать травмируемого человека до приезда медиков. После таких ситуаций сотрудники отходят очень тяжело. Но к нам набирают сильных духом людей, поэтому справляемся», – говорит машинист электровоза.
После наезда на транспортное средство или пешехода локомотивная бригада отправляется в депо, но уже в качестве пассажиров. Машинист и его помощник освобождаются от работы, проходят алкометрию, наркоконтроль, а также осмотр терапевта. За психологическим состоянием сотрудников тщательно следят профильные специалисты. Психолог выявляет то, с чем предстоит работать и назначает индивидуальное лечение.
«Мы наблюдаем локомотивную бригаду в течение долгого времени, так как последствия могут проявиться не сразу. Главное, чтобы человек выговорился и рассказал о своих чувствах и переживаниях. Также у нас есть аудиовизуальные программы, применяем методы аутогенной тренировки, даём упражнения для снятия стресса. Проходить курс необходимо месяц, желательно 8-10 посещений», – отметила ведущий психологкабинета психолога при эксплуатационном локомотивном депо Кинель, Елена Дорофеева.
Со слов специалиста, наезды случаются не так часто, около 10 за год. В Самарской области последнее было 1 апреля, тогда поезд сбил человека. После подобных случаев локомотивная бригада жалуется на повышенную тревожность, страх и бессонницу. Машинист и его помощник боятся повторения подобной ситуации.
«Пережив сильное стрессовое состояние, некоторые сотрудники даже уходили с работы. Помню, молодой парень случайно наехал на собаку, и после этого он решил уволиться. Машинист говорил: а вдруг бы это был человек?», – вспоминает Александр Кокунин.
Курсы восстановительных мероприятий чаще всего помогают человеку справиться со сложной ситуацией. Каждую среду на «Дне безопасности» специалисты работают с бригадой и объясняют как правильно себя вести в непростых жизненных обстоятельствах. Также раз в полгода машинист со своим помощником проходят обследования на совместимость локомотивных бригад. И, кстати, именно психологи решают, стоит ли отправлять команду в рейс.
«Локомотивная бригада перед работой проходит предрейсовый осмотр, где замеряются пульс и давление. Психолог отлеживает показатели и следит за психофизиологическим состоянием машиниста и его помощника. Если происходят какие-то срывы, то проводим восстановительные мероприятия», – пояснила начальник лаборатории психико-физиоологического обеспечения Светлана Осипова.