15 лет назад в уральском закрытом городе, который на тот момент не значился на картах России, а в почтовых отправлениях обзначался как Златоуст-36, местные оборонщики отчаянно занимались конверсией (преобразованием производства). Резко сократилось финансирование из центра, с приборостроительным заводом государство не рассчитывалось уже два года за выполненный оборонный заказ. Налоговые поступления от предприятия в городской бюджет сошли на нет. Искали любые возможности занять людей в цехах военных заводов, создавали предприятия-«дочки». Наконец, уральцам поручили золочение куполов, да не просто от местных батюшек, а из самого храма Христа Спасителя в Москве. Так заказ от главного храма страны породил в Трёхгорном целое поколение золотых дел мастеров, которые сегодня занимаются строительством и восстановлением храмов по всей России. «Патриарх» этого движения - Геннадий Федоркин.
Никаких «матерков»
- На изготовление одного большого купола уходит около двух месяцев, - рассказывает он. - Уже на месте его собирают и с помощью больших кранов поднимают над зданием церкви.
На радостную работу директор завода получил благословение митрополита Самарского и Сызранского Сергия. В самой мастерской между рабочими негласная договорённость: во время работы никакой ругани, и уж тем более «матерков». В процессе создания куполов используется метод ионно-плазменного напыления в вакууме - до недавнего времени способ секретный и применяемый лишь в тайных лабораториях, где ковался ядерный щит державы. Золото или другой металл доводятся до состояния плазмы, когда не молекулы и не атомы, а ионы «витают в воздухе». Они и напыляются на поверхность металлического листа. Основной облицовочный материал - качественная «нержавейка» толщиной 0,5 мм, само же покрытие тоньше человеческого волоса.
В Самаре первыми «конверсионными» изделиями оборонного уральского завода в 1998 году стали купола Кирилло-Мефодьевского собора на Барбошиной поляне. Это на сегодняшний день самый большой купол, который собрали специалисты предприятия. Диаметр его - двенадцать метров, а на 36 тонн металлоконструкций пошло полторы тонны облицовки. Ну а после Самары заказы посыпались из разных епархий - уж очень изящными и одновременно добротно сделанными были изделия уральских мастеров.
Христос и евангелисты
Совершенствуя технологический процесс изготовления куполов, инженер и строитель Федоркин попутно стал изучать и историю храмового зодчества. Оказалось, что купол воплощает в себе одухотворённость материи, вечность и спокойствие. Символично и количество куполов храма. Например, один купол знаменует единство бога, пять куполов, где средний возвышается над четырьмя другими, означает Христа и четырёх евангелистов. Цвет купола храма варьируется в рамках церковных канонов. К примеру, Богородице на Руси чаще строили храмы с голубыми и синими куполами, серебряные купола - у храмов под покровительством какого-либо святого, а купол золотого цвета чаще всего посвящается самому Спасителю.
Нужный цвет достигается при помощи новейших технологий. Синий образуется путём напыления на купол оксида хрома, декоративное покрытие цвета меди - это оксид титана. Можно на сталь или медь нанести и сусальное золото. Но эта технология недешёвая: один квадратный метр покрытия драгоценным металлом стоит 45 тыс. руб. К тому же, постепенно окисляясь, уже через десять лет медь проступает и золото на главке чернеет.
Намоленный металл
Сегодня специалистами храмового зодчества чаще используется «нержавейка», которую золотят нитридом титана. Это практично (любая грязь смывается простой водой), долговечно (гарантия - пятьдесят лет), наконец, просто очень красиво. Тем более что по желанию архитектора или епархии в мастерской сделают купола «шлемом», «шатром» или издавна любимой на Руси «луковкой», а также огранят главки в «шашку» - блестящие ромбы, «лемех» - объемную «шашку» или просто облицуют гладким зеркальным листом.
Однажды уральским специалистам довелось реставрировать тобольскую церковь, построенную в 1680 году. Священники попросили износившиеся металлические конструкции не выбрасывать, а каким-то образом использовать их в новом куполе. Как вспоминает Геннадий Кузьмич, пришлось здорово повозиться. Старый металлический каркас отреставрировали и использовали как «подложку» под новые листы. Местное духовенство было довольно: по поверью, раз под сводами купола звучали тысячи молитв, металл, стало быть, особенный, намоленный.
Новые же купола перед тем, как возвести их на церковный барабан, обязательно освящают ещё на земле. Особый знак во время подъёма куполов - белый голубь, севший на маковку. А ещё замечено, что в момент установки церковных главок в любой, самый ненастный день небеса как бы растворяются и пробивается сквозь тучи луч солнца - Христос, мол, заметил…