Примерное время чтения: 8 минут
141

Почему не стоит скрести русского, докопавшись до татарина

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. АиФ-Самара 01/02/2012
Фото:

Тезисы второй программной статьи Владимира Путина, посвященной национальному вопросу, растиражировали практически все федеральные и региональные СМИ.  Но, возможно, важнее содержания публикации тот общественный диалог, который она спровоцировала. В одночасье национальная политика  как тема взлетела на вершины рейтингов телеканалов и «поселилась» чуть ли не на каждой кухне. Быть может, именно сейчас, когда все имеющиеся в современном мире модели решения нацвопроса обесценились и зашли в тупик, обратившись к российской истории, мы сможем нащупать новые пути развития страны. Об этом наш разговор с историком Александром Завальным.

Опыт Российской империи

- Александр Никифорович, сейчас много обсуждается национальный вопрос, и часто, в том числе в статье Владимира Путина, даются отсылки к опыту Российской империи. Что вы как историк можете сказать об этом опыте? Было ли жизнеспособным то объединение наций, которое существовало тогда?

- К концу XIX века, когда закончились большие завоевания в Средней Азии и на Кавказе, в России сложилась довольно гибкая политическая система, позволяющая сглаживать многие противоречия. Было, например, Великое княжество Финляндское, которое обладало очень большой автономией. Были польские территории, которые постепенно интегрировались в общую экономику, и к концу XIX века там было довольно спокойно. Были Кавказ, Средняя Азия с Бухарским эмиратом и Хивинским ханством. Хива и Бухара чеканили монеты, на которых нет ни одного русского слова, сплошная восточная вязь и арабские надписи. А ведь монета - признак государственности. Финляндия тоже чеканила свою монету, еще раньше монеты чеканились для Польши, Грузии и Молдавии. Понятно, что процесс выстраивания отношений был длительным, но к концу XIX века Российской империи удалось обрести более-менее устойчивое равновесие и до Первой мировой войны справляться с национальными проблемами, наверное, даже более удачно, чем, например, в Австро-Венгерской империи. Ну а после 1917 года, когда кризис обострил все противоречия, произошел распад российского государства. Произошел распад и Австро-Венгрии, поэтому говорить об исключительных особенностях российского пути в тот период, видимо, не стоит. Но длительный опыт организации многонационального государства у России, безусловно, был.

- Насколько жизнеспособна идея полинационального государства, выдвигаемая Путиным, если опыт империй говорит о том, что они рано или поздно распадаются на национальные государства?

- Если обеспечены нормальное существование и определенные региональные права, то многонациональные государственные образования продолжают жить. Чехи, например, с 1848 года не поднимали восстаний против власти австрийского императора. Когда происходит общий кризис, то, естественно, под вопрос ставится и целостность империи. Но если государство находит возможность реального удовлетворения культурных и экономических потребностей входящих в его состав наций, то возможно конструктивное разрешение конфликта. Возьмем опыт Татарии, где в 1990-е были очень сильны националистические настроения. Были антирусские выступления, звучали призывы к отделению. Сейчас вы вряд ли столкнетесь там с какими-то проявлениями неприязни к себе как к представителю другой национальности. Решить проблему национализма при желании можно. Особенно в случае, когда есть многовековой опыт совместного проживания – с теми же татарами, мордвой, чувашами. В Самаре, например, люди вырастали в условиях, когда рядом жили представители других этносов. Так что позиции премьера довольно трезвые, главное реализовать их без перекосов, порождаемых особенностями нашего административного аппарата.

Придется менять чиновников

- То есть национальный вопрос для Самары не актуален?

- Самара в принципе не знала больших межнациональных конфликтов. Да, были отдельные эпизоды вроде столкновения русских и немецких поселенцев в середине XIX века, но это - эпизоды. Национальных погромов в Самаре не было. Самара сразу формировалась как многонациональный город. Люди здесь здравомыслящие, осторожные. Если их будут подталкивать на что-то чреватое, они сто раз все взвесят и скажут: «Нам это не надо».

- Как вам идея культурной интеграции с помощью списка из 100 обязательных книг?

- К этой инициативе я скептически отношусь, так же как и к введению экзаменов по русскому языку и культуре для мигрантов. Да, безусловно, человек, приезжающий жить и работать в другую страну, должен иметь какие-то базовые знания о ее истории, языке, культуре. Но при нашем уровне взяточничества за определенную мзду можно будет получить любой документ, удостоверяющий какие угодно знания.

- Может ли дать положительный эффект ужесточение миграционного законодательства?

- Тут тоже все будет зависеть от честности и принципиальности наших чиновников. Рано или поздно к пересмотру закона пришлось бы подойти. Необходимы какие-то меры, которые помогли бы снимать напряжение между местным населением и приезжими.

Мы сможем то, что не вышло у Европы

- Считаете ли вы, что Путин прав, утверждая, что европейская политика мультикультурализма потерпела крах?

- Определенная правда здесь есть. Пройдитесь по европейским городам, там зачастую европейское лицо не сразу увидишь. Те, кто приезжает из – Германии, рассказывают, какое напряжение возникает между огромной турецкой общиной и немцами, которые не понимают, почему их дети должны учиться в школах, где 70% мигрантов.

Сейчас идет мощный поток второго великого переселения народов. Нам лучше подготовиться как можно раньше, чтобы решать возникающие проблемы без оскорблений и насилия. Я думаю, те меры, которые Путин предлагает, могут дать свои результаты. Спустя какое-то время нужно будет проанализировать ситуацию и что-то подкорректировать.

- Миграционные потоки – это внешний источник напряжения. Но ведь есть еще история России, когда, например, народы Кавказа переселяли в Сибирь, перекраивали границы национальных образований…

- Да, мы пожинаем плоды политики 1930-40 годов, когда переселялись целые народы. Любой такой шаг влечет последствия, которые очень тяжело преодолевать. Но преодолевать необходимо. Вспомним тот же Кавказ. Россия подчиняла его десятилетиями. Удалось замирить, когда была найдена разумная формула взаимоотношений, когда власть пошла на уступки и живущие там люди смогли понять, что им выгодно остаться с Россией. Царская власть проводила на Кавказе очень серьезную, корректную политику, уважая местные традиции. Даже к Шамилю отнеслись с большим тактом и уважением. Если мы будем тащить на себе только клеймо преступлений и репрессий, которые были в истории практически каждого народа, ничего хорошего не получится. Что было, то было. Но нужно жить дальше, жить в мире и дружбе, не допуская повторения грехов и ошибок прошлого. Нас не так много на земле, и земли не так много, чтобы разъехаться в разные стороны.

- Но все же в чем, по-вашему, главная причина вспышек именно русского национализма в последние годы?

- Не думаю, что русский национализм имеет глубокие корни. Его причины – в продажности отдельных представителей власти. Когда после большой взятки отпускают мигранта, изнасиловавшего русскую девочку, это, конечно, срабатывает как искра. Когда этническая преступная группировка чувствует себя безнаказанной, естественно, начинаются национальные конфликты. Вообще, восстановить один народ против другого при современных технологиях – вопрос нескольких дней. Я считаю, что за вспышки национализма в России ответственны в первую очередь власти на местах. Коррупция на национальной почве намного страшнее коррупции в моноэтнических регионах.

Никакой серьезной идеологии русского национализма за всю историю страны не выработано и не может быть выработано. Русские осваивали обширные территории, на которых жили самые разные народы, и с ними нужно было находить общий язык. Иначе не удалось бы создать такое огромное государство. Русская интеллигенция всегда была многонациональной. Трудно даже назвать хоть одного чисто русского деятеля русской культуры: Айвазовский – армянин, Растрелли – итальянец, Врубель – поляк, Гоголь – украинец, Куинджи – грек, Левитан – еврей, Горький – мордвин, Блок – немец, Акунин – грузин… В XIX веке в обиход вошла такая поговорка: «Поскреби русского и найдешь татарина». Я бы добавил: и на этом остановись.

Если мы верим, что многонациональную Россию ждет великое будущее, то давайте двигаться вперед вместе, крепко держась за руки и помогая друг другу.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

АиФ-Опрос

Что вы думаете о российском кино?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах