Примерное время чтения: 6 минут
111

Национальный вопрос – бюрократический ответ

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6. АиФ-Самара 08/02/2012
Фото:

Материал вызвал живой отклик наших читателей, они звонили в редакцию, делились мнениями по теме и задавали вопросы, которые принято называть «неудобными». Отвечая на них, мы пригласили к разговору несколько губернских экспертов.

Проблема зреет тихо

Вопрос «Что мешало Путину за 12 лет его пребывания у власти решить высказанные им проблемы?» с оглядкой на мартовские выборы отнесём к риторическим. А вот претензии к работе правоохранительных органов и миграционных служб, о коррумпированности которых говорится и в его статье «Россия: национальный вопрос», и на каждой кухне в любом регионе, судя по реалиям жизни, вполне обоснованны. Не факт, что больше раздражает самарцев: продажность чиновников и полицейских или мигранты, с подачи упомянутых господ заполонившие город.

- Все признают, Самара – благополучный город по части национальных конфликтов. Но кто сказал бы про Москву до «Манежки» или про Екатеринбург до событий в Сагре, что они неблагополучны? – считает уполномоченный по правам человека в Самарской области Ирина СКУПОВА. – Такие вещи зреют тихо, поэтому на них до поры до времени никто не обращает внимания. Я выезжала в Сагру и могу подтвердить: проблема там была именно в коррупции правоохранительной системы, в прямом укрывательстве ею незаконного бизнеса приезжих, когда тем, кто мог заплатить, создавалась искусственная преференция, дискриминировавшая местное население.

Такой либерализм

Но замначальника ГУ МВД по Самарской области, начальник полиции Николай ТУРБОВЕЦ искренне недоумевает, почему вдруг именно полицию премьер назвал виновницей всех бед с мигрантами.

- Не буду оправдываться – случаи коррупции у нас есть. Но не думаю, что полицейские более коррумпированы, чем, например, преподаватели вузов, - убеждён он. – Сейчас в стране идёт либерализация судебной системы, общество это приветствует. Но вот что на практике: сегодня в Самарской области 50% привлечённых за убийство находятся под подпиской о невыезде – то есть на свободе! 50% сбытчиков наркотиков, 70% совершивших разбой – тоже!

В губернии преступлений чисто на национальной почве нет. Да и поводом для погромов на «Манежке» послужил обычный разбой. Но именно с учётом либерализации судебной системы московские следователи тогда отпустили зачинщиков драки под подписку о невыезде.

Николай Турбовец считает: корни проблемы в том, что из 171 тысячи  мигрантов, поставленных на учёт в прошлом году, лишь 17% имеют работу! Задержать и выслать на родину остальных не так просто – на всю область есть только 200 мест в спецприёмниках, где люди сидят по 3-5 месяцев. Денег на содержание отдельных приёмников для мигрантов не выделяется. Суд их штрафует – и отпускает.

- Правоохранительная система сама с проблемой не справится, а дать полиции дополнительные права может только Государственная дума, - заявляет начальник полиции. Примером госполитики при регулировании миграционных потоков он назвал Смоленскую область и территорию Сибири, где население вымирает, но туда не едут даже китайцы - все стремятся в экономически развитые регионы.

«Продырявленный» закон

- В 2006 г. принять ФЗ №109 «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства». Что же случилось с ним за столь короткий период? – методично анализирует начальник правового отдела УФМС Анатолий МЕЩЕРЯКОВ. - В 2008 г. законодатели убрали статью, обязывающую иностранного гражданина проживать по тому адресу, по которому он поставлен на миграционный учёт. В 2009-м появилась форма постановки на миграционный учёт органами почтовой связи. Это сделало возможным массовую регистрацию иностранцев посредниками, зарабатывающими на этом огромные деньги.

В 2011 г. изменились основания снятия иностранного гражданина с миграционного учёта. Раньше в обязанность принимающей стороны входило обязательство снять иностранца, когда он выезжает, теперь этого нет. Получается, если раньше закон был нужен, чтобы считать мигрантов, то теперь мы вообще не знаем, зачем он. Сейчас есть число граждан, поставленных на учёт, но нет снятых с него.

Апогеем стали изменения в ч. 2 ст. 24 закона, где написано, что иностранцы, не вставшие на учёт по месту пребывания, не подлежат за это ответственности. Вот к чему мы пришли за 5 лет. Поэтому говорить о проблемах с мигрантами по вине ФМС как минимум неадекватно! Заключения МВД и ФМС по этим изменениям в законе были, естественно, отрицательными.

Анатолий Мещеряков привёл пример, к чему приводит нынешняя госполитика в сфере контроля миграции. В одной двухкомнатной квартире в Самаре прописано 1500 человек. В Тольятти активно скупают квартиры, которые делятся на неимоверное число собственников. Кто бы мог подумать, что «однушка» в Тольятти может иметь… 18 тысяч собственников! И Регпалата области регистрирует такие сделки! А потом каждый из владельцев прописывает в квартиру свою семью, вызывает друзей и родственников…

Мигрантам школы не видать

Как ни странно, но о введении реального контроля за миграцией взывают уже и сами нацменьшинства.

- Миграция неизбежна, как великое переселение народов, - считает  председатель «Лиги азербайджанцев Самарской области» Ширван КЕРИМОВ. - Но у нас нет конкретной национальной политики, хотя её концепцию мы обсуждали. Весь мир сегодня переживает духовно–нравственный кризис из-за неумения выстраивать отношения между государством и разными слоями населения. Несколько лет назад был губернский проект – «Школа мигранта». Она могла стать образцовой, но, увы, проектом и осталась.  Ещё 5 лет назад мы предлагали ужесточить миграционные правила на границе страны, но смягчить их внутри неё. Но пока мы пускаем всех подряд, а потом здесь начинаем бороться с последствиями.

МНЕНИЕ

Ирина Скупова, уполномоченный по правам человека в Самарской области:

- Все мысли, высказанные в статье «Россия: национальный вопрос», звучат на всех миграционных форумах в течение 10 последних лет. Это было и в докладе Европейского совета мудрецов.

Я бы отметила зрелость и глубину изложения проблем премьер-министром. Но как их все решить? Например, вопрос о новом спецприёмнике для мигрантов при моём участии поднимается с 2005 года. Условия в нынешнем - за гранью добра и зла. Почему тогда, с одной стороны, говорится о необходимости решать национальные проблемы, а с другой, не находятся не очень большие средства на достаточно важные вещи?

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах