Дела у прокурора
За пять лет, конечно, было сделано немало. Среди самых громких историй - уголовное дело в отношении бывшего мэра Тольятти Николая УТКИНА и его подчинённой Натальи НЕМЫХ, где позиция прокуратуры была четкой и принципиальной. Тот же «почерк» прослеживается и в 2008 году, когда надзорное ведомство не на шутку сражалось с мэрией областного центра, требуя признать незаконность застройки территории Воронежских озер.
Но именно при Денисове тихо закрылось уголовное дело в отношении бывшего мэра Самары Георгия ЛИМАНСКОГО, возбужденное по статье «превышение должностных полномочий». Чистым перед законом остался и другой экс-мэр – Виктор ТАРХОВ. Полная проверка финансово-хозяйственной деятельности его подчиненных выявила лишь мелкие нарушения.
В области не было крупных коррупционных скандалов, отставок высокопоставленных чиновников. Хотя в Самаре пышно расцветала точечная застройка, приближенным раздавались лакомые куски земли.
В копилке Денисова - «сдача» стадиона «Буревестник», за который прокуроры всё же поборолись, отнеся в Ленинский районный суд два иска - о восстановлении первоначального вида спортивного объекта и о сносе торговых павильонов, которые вот-вот введут в эксплуатацию. А за уничтоженный новыми собственниками ипподром не стали биться даже для вида.
Постепенно затихает история с вырубленными вековыми елями, которая «шумела» перед выборами. Прокуратуре не удалось признать недействительным договор купли-продажи земельного участка перед ЦУМом «Самара» в Арбитражном суде. Депутат Госдумы Александр ХИНШТЕЙН подозревает, что в историях с продажей земли «со стороны прокуратуры было больше слов, чем дела».
Прикладное ведомство?
Эксперты в оценке деятельности надзорного ведомства сдержанны. Адвокат Александр ПАУЛОВ говорит:
- При Денисове прокуратура была незаметной, сор из избы не выносили.
Впрочем, Паулов не считает это «заслугой» экс-прокурора.
- По сути, беззубой прокуратуру сделало отделение следственного комитета. У нее отобрали право ареста, расследования и т.д., то есть дубинку, с которой можно было «идти на врага». Остался один надзор, по большому счету формальный, и предписания об устранении нарушений, на которые все плюют. Поэтому в последнее время все чаще звучат голоса о ликвидации прокуратуры, - констатирует адвокат.
Юрист Анатолий ОРЕХОВ считает, что надзорное ведомство все-таки нужно, но не в том виде, в каком существует сегодня.
- Любопытны ответы за подписью Денисова на жалобы граждан, - такое ощущение, что их подписывали, не читая либо не зная законов. Денисов – единственный чиновник на моей памяти, который в резкой форме отказался от встречи с выселенными жителями Красных Ключей, организованной региональным представительством аппарата Президента РФ, - говорит Орехов.
- Прокуратура действовала в рамках той политики, которую диктовала федеральная власть. Например, было указание – бороться с незаконным игорным бизнесом, и наша прокуратура его выполняла и сейчас продолжает, - слегка заступился за ведомство адвокат Алексей ЛАПУЗИН.
МНЕНИЕ
Алексей ЛАПУЗИН, адвокат:
- Могу отметить низкий уровень знаний некоторых сотрудников прокуратуры, которые не слышали о законодательных нововведениях, о новых позициях Конституционного суда. Из-за этого незнания страдали граждане, чьи права ущемлялись.
Александр ХИНШТЕЙН, депутат Госдумы РФ:
- Должен констатировать, что степень коррумпированности в органах прокуратуры Самарской области достаточно высока, я имел возможность в этом убедиться, в том числе в период нахождения здесь бригады Генеральной прокуратуры.
Мурат КАБАЛОЕВ, прокурор Самарской области:
- Революционных кадровых изменений, массового исхода самарских и прихода ивановских сотрудников не будет. Возможно, произойдут кадровые корректировки, но это будут осознанные и объективные решения.