Примерное время чтения: 7 минут
110

Почему век самарских дорог недолог?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. АиФ-Самара 02/11/2011

Ещё бы: в 2011 году планируется освоить под этот проект около 3 млрд рублей. Общий посыл в новостях прост и бесхитростен: «Построим Кировский мост – и будет всем счастье!» Лишь немногие самарцы, ощутив себя в этом светлом будущем, задаются вопросом: «А куда упрётся новый мост? В раздолбанный проспект Кирова, о необходимости расширения которого говорили ещё в 80-х годах прошлого века?»

Чихать хотели!

Дорожники в Самаре работать любят. И работы им хватает. Только вот закавыка: чинят дороги в Самаре из года в год, а лучше автомобилистам почему-то не становится. Возникает вопрос: а может, они как-то неправильно работают? По словам доцента кафедры автомобильных дорог и строительных конструкций Самарского государственного архитектурно-строительного университета Людмилы ГОВЕРДОВСКОЙ, с научной основой строительства автодорог все в порядке. Учёные всегда рекомендуют новые материалы, новые технологии, новые машины и оборудование. Но вот сама организация и качество выполняемых работ очень отстают от того, что дает наука. - Нашим студентам на лекциях мы рассказываем об одном, а выйдя на практику, они видят другое, – говорит преподаватель. - Например, укатка земляного полотна должна выполняться с коэффициентом требуемого уплотнения, приближающимся к единице. На деле это требование не выполняют. Укладку асфальта в дождь производить можно, но чтобы он потом не отслаивался от основания, делать это нужно при соблюдении тысячи разных мелочей. На эти мелочи дорожники чихать хотели, а асфальт в дождь кладут чуть ли не повсеместно. И вода остается между основанием и покрытием, зимой расширяется и разрывает асфальт. Кроме того, о достаточном финансировании строительства дорог нам только говорят, на самом деле строительство недофинансируется.

Лидеры антирейтинга

В итоге плохая работа дорожников, устраивающих себе же заделы для работы на будущее, оборачивается не только повышенным аварийным фоном, но и загубленными человеческими жизнями. О них губернские и городские гаишники могут рассказывать часами. Если анализировать статистику областного УГИБДД, то в губернские лидеры по аварийности попадают Чапаевск, Богатовский и Камышлинский районы, они с 2008 года трижды упоминаются в «черном списке». Дважды за четыре года попали в число самых аварийных Большеглушицкий, Кошкинский, Похвистневский Приволжский и Сергиевский районы. А безоговорочным лидером по ДТП стала федеральная трасса М-5 Москва-Челябинск «Урал». В 2008 году на ней зарегистрировано 234 ДТП, в которых погибли 77 человек, в 2009-м – 202 (83 погибших), в 2010-м – 241 (61) и за 9 месяцев этого года – 186 (49). - Несмотря на принимаемые меры по доведению эксплуатационного состояния улично-дорожной сети до нормативных требований, удельный вес происшествий с неудовлетворительными сопутствующими дорожными условиями по итогам 9 месяцев года составил 24,4% (700 ДТП), что на 1,3% больше аналогичного периода прошлого года, - сообщила старший инспектор по особым поручениям УГИБДД ГУ МВД России по Самарской области Татьяна ЛЯДИНА.

Ответили за провалы

Казалось бы, в случаях, когда причиной ДТП явилось отвратительное состояние дорог, установлена ответственность, и наказание виновных должно стать примером для других. Но не тут-то было! Данила ЛЕВИЧЕВ, начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Самарской области, рассказал «АиФ-Самара», что проверки по выполнению правил проведения ремонта и содержания дорог они проводят регулярно. Два года назад много претензий возникло к качеству дорог в Самаре - за бесчисленные выбоины, делающие проезд невозможным, глава города, МП «Самараводоканал» и «Благоустройство» тогда «заработали» представления, а двое последних - еще и административные штрафы. Всего по области в 2009 году стражи закона выявили 338 нарушений в дорожной сфере. Но в этом году нарушений стало уже 480. По итогам проверок не в лучшем состоянии находятся дороги Жигулевска, Безенчукского, Богатовского, Борского, Волжского, Исаклинского, Нефтегорского, Пестравского, Сергиевского, Сызранского районов области - за них отвечали, вернее, не хотели отвечать органы местного самоуправления.

В Самаре и Тольятти прокуроры остались недовольны обслуживающими организациями. В Самарском районе обнаружилось много провалов и просадок проезжей части, за что в отношении директоров МП «Самараводоканал» и МП «Благоустройство» возбуждены дела об административных правонарушениях, в Советском районе - в отношении должностного лица ОАО «ВТГК ТУТС». Представления об устранении нарушений законодательства внесены руководителям департамента благоустройства и экологии, а также департамента ЖКХ горадминистрации областного центра. - В настоящее время горрайпрокурорами проводится проверка исполнения уполномоченными органами федерального и регионального законодательства, регламентирующего вопросы безопасности дорожного движения и надлежащего содержания инженерных сетей, расположенных под полотном проезжих частей, - доложил Левичев.

Деньги не тем и не на то?

По мнению экспертов строительного рынка, пожелавших остаться неназванными, качество самарских улиц оставляет желать лучшего из-за нарушения технических норм укладки дорог. Оказывается, построить хорошую дорогу – это целая наука. Например, доломитный щебень, который некоторые подрядчики используют при строительстве дорог, для этой цели совершенно не пригоден. Испортить дорогу могут и оказавшиеся под ней плывуны, и неправильно сделанный «пирог» покрытия. Разбирать проблему нужно в каждом отдельном случае. Например, интересно было бы спросить у подрядчиков, почему на отремонтированном три года назад Московском шоссе уже появились глубокие колеи. Проблем с некачественным ремонтом самарских дорог можно было бы отчасти избежать, если бы необходимым требованием для осуществления работ было бы обязательное проектирование объекта.

Однако законы в своём нынешнем виде не требуют от подрядчика дорожного ремонта наличия проекта, позволяя заменить его дефектной ведомостью, по которой рассчитывается смета работ. Больше того, тендер на проектирование и тендер на ремонт дорог проводятся отдельно, так что даже если проект есть, обычно он составлен другой компанией и отвечать за него подрядчик дорожного ремонта или строительства не обязан. Многие эксперты сходятся и в другом. - В Самаре слишком много денег вбухано в ремонт внутридворовых проездов, в частности, в замену бордюрных камней, - считают эксперты. – Кто-то на этих камнях очень неплохие деньги заработал. На них можно было бы построить несколько километров нормальных дорог. Больше того, дороги в Самаре если и ремонтируются, то одни и те же из года в год. Почему бы не сделать наконец хоть одну нормальную развязку на пр. Карла Маркса и ул. XXII Партсъезда, почему не отремонтировать Пензенскую, Дачную, Врубеля?

Сколько стоит километр?

В 2011 году в губернии планируется освоить 4 366,0 млн рублей (из них около 3 млрд на Кировский мост), благодаря чему областной минтранс рассчитывает ввести в эксплуатацию 13,985 км вновь построенных и реконструированных автомобильных дорог и завершить строительно-монтажные работы на 10,083 км автодорог. Путём незамысловатых расчётов можно выяснить, что в среднем 1 км самарских дорог обходится бюджету в 56,7 млн рублей, или 1,8 млн американских долларов. Для сравнения: в прошлом году в разгар дискуссии о цене российских дорог государственный телеканал «Россия» обнародовал следующие цифры. В России 1 усреднённый км автодороги стоит 12,8 млн долларов США, в Китае — 2,8 млн долларов, в Бразилии — 3,6 млн. Если доверять этим цифрам, то в Самарской области дорожники экономнее китайских.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

АиФ-Опрос

Что вы думаете о российском кино?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах