В январе в Железнодорожном районе Самары на улице Вилоновской, 123 в помещении клуба «Активный покупатель» обнаружили 26 игровых терминалов. Установленное на них программное обеспечение по всем признакам подпадало под определение игровых автоматов, хотя игровая деятельность маскировалась под стимулирующую лотерею. Терминалы принадлежали сразу двум ООО – «Солярис» и «Капитал». Директоров компаний привлекли к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения. Все, что им грозит – это штраф, несоизмеримый с ежедневным доходом, получаемым от выгодного бизнеса.
Районная прокуратура обратилась еще и в суд с исками о прекращении деятельности по организации и проведению азартных игр. Но здесь могут возникнуть препятствия, потому что в судебной практике нашего региона уже были случаи, когда представители Фемиды не соглашались с выводами представителей надзорных ведомств. И оставляли подобные иски без удовлетворения. Несмотря на очевидное: все игровые клубы «косят» под лотерейные, а клиенты получают выигрыш в виде денег, у судей возникают сомнения в доказательной базе. Фотографий с видом купюроприемника на автомате суду не достаточно.
Как считают стражи правопорядка, виновато в этом наше пресловутое несовершенное законодательство. Ну не написано там, что наличие купюроприемника – это доказательство того, что автомат игровой. Идеальным свидетельством проведения азартной игры будет документальная фиксация момента, когда клиент получает в руки денежный выигрыш. Только поймать нарушителей за руку практически невозможно. Стимулирующие лотереи в стране запрещены, но вот четко расшифрованного понятия, что же такое «стимулирующая лотерея», до сих пор не существует. Вот и повод для сомнений у суда.
Помощник прокурора Кировского района Самары Мария Мещерякова рассказала, что судебная практика меняется, для доказательства незаконной деятельности клуба недостаточно опроса клиентов заведения. А экспертов в этой области, которые смогли бы разъяснить и доказать в суде, какие нормы нарушены, и в чем именно выражается незаконная лотерейная деятельность, в Самаре пока нет. В областном ГУВД, куда обращались сотрудники прокуратуры, им ответили, что такие эксперты появятся, но сейчас они только обучаются новому делу. Кстати в том же Кировском районе в январе обнаружили три точки, где как ни в чем не бывало, процветал игровой бизнес: на Ташкентской, 95, Кирова, 283 и Ставропольской, 216. Эти заведения уже неоднократно попадали в поле зрения законников, но после проверок на том же месте образовывалась фирма с другим названием и продолжала ту же деятельность.
Однако и в Самаре, и по области немало случаев, когда клубы по решению суда все-таки закрывались. Только о дальнейшей судьбе игровых залов неизвестно, - то ли они совсем не работают, то ли открылись в новом качестве и действуют по более хитроумной схеме. В качестве примера разрешения ситуации в пользу закона – запрещение незаконной деятельности по организации и проведению азартных игр ООО «Смокинг-Н» в Приволжском районе региона.
Прокуратуре удалось доказать, что лотерея проводилась в завуалированной форме: ее участник приобретал лотерейный билет, покупая у организатора спички, зажигалки, ручки по завышенным ценам – от 100 до 1000 рублей. Однако по закону «О лотереях», выигрыш определяется в ходе розыгрыша устройством внутри оборудования, а не на стадии изготовления билетов. Участие организатора или оператора требуется только для игровых автоматов. А сведения, подтверждающие наличие в них лотерейных программ, в договорах фирмы на переоборудование терминалов отсутствовали. К слову, перепрофилировать игровой автомат в лотерейный стоит от 500 рублей, и если игровой зал расположен в людном месте, то расходы окупаются за день. Между тем, технический регламент на лотерейное оборудование до сих пор не принят, оттого оно часто не регистрируется.
Александр Николаев, прокурор Железнодорожного района Самары:
- Ответственность за незаконную игорную деятельность недостаточно регламентирована. В Уголовном кодексе РФ и КоАП РФ отсутствуют статьи, предусматривающие ответственность за нарушение порядка организации и проведения азартных игр. Почему бы не установить строгую ответственность вплоть до уголовной, если эта проблема столь социально значима? Почему теперь нельзя купить спайс? Потому что три месяца за это существует уголовная ответственность. Либо нужно ввести крупные штрафы, например, как в Германии – до 200 тысяч евро. У нас же пока нет даже административной ответственности за незаконную игорную деятельность, а штраф за незаконную предпринимательскую деятельность составляет от 4 до 10 тысяч рублей.
Цифры и факты
В 2010 году в Самарской области выявлено 99 незаконных игорных заведений, в том числе «лотерейных» клубов, с 1 января 2011 по настоящее время – 23. Закрыто соответственно 49 и 33 незаконно работающих точек. В прошлом году изъята 561 единица игорного оборудования, в этом - 302 единицы. К административной ответственности привлечено соответственно 118 и 5 должностных лиц.