Эти и другие не менее острые вопросы самарские медики-трансплантологи обсудили на круглом столе, посвященном этическим аспектам этого направления медицины.
«На органы» никого не сдают
В обществе распространен стереотип, что операции по пересадке человеческих органов зачастую носят «криминальный» оттенок. Медики уверяют, что органы для трансплантации изымаются исключительно у мертвых людей. Причем решение о пересадке органов принимаются коллегиально. «Это не один или два человека, которые тайком договорились, а целая комиссия из 8-10 специалистов, в которую обязательно входит судебно-медицинский эксперт», - говорит руководитель Самарского центра трансплантации органов и тканей, главный внештатный специалист по трансплантологии министерства здравоохранения Самарской области, профессор Александр Колсанов.
При этом пациенты, которые ждут донорских органов, должны быть на связи круглосуточно, поскольку подходящая почка может найтись в любой момент дня или ночи. Саму операцию необходимо провести в течение двух суток. После этого орган умрет. В кратчайшие сроки транспортируют пациента и почку, собирают команду врачей и готовят операционную. «Как мы видим, никакого криминала тут нет. Страшные слухи о похищении людей и продаже их «на органы» абсолютно беспочвенны. Опасения, что врачи могут специально не спасать пациента, чтобы получить его органы, тоже не имеют под собой никаких оснований», - уверяет Колсанов.
Казнить или помиловать?
Действующий в России закон о трансплантологии предполагает так называемую презумпцию согласия. Другими словами, если человек до смерти не высказал своего отказа от возможного донорства или же после его кончины этого не сделали родственники, то медики имеют все права получить у умершего необходимый для трансплантации орган.
Однако есть все предпосылки к тому, что скоро эта презумпция согласия сменится на «несогласие».
Уже с 2015 года в стране должен заработать новый закон, проект которого Минздрав представил на обсуждение, - «О донорстве органов, частей органов человека и их трансплантации». Медики уверены, что в случае его вступления врачи будут вынуждены соблюдать права умерших и их родственников. А страдать будут те, кто нуждается в трансплантации.
«Закон о трансплантации органов и тканей действует в России с 1992 года и обеспечивает развитие пересадок не только почек, но и других органов, соблюдая баланс прав как умерших доноров, так и пациентов, ожидающих пересадку органов. Важно, чтобы в новом законе была все-таки найдена золотая середина, чтобы, с одной стороны, трансплантология продолжала развиваться, а с другой - не были нарушены права граждан», - считает доцент кафедры медицинского права Самарского государственного медицинского университета Игорь Шмелев.
Платит государство
Стоимость операции по пересадке органов в России в среднем приравнивается к миллиону рублей. Однако для граждан подобные операции проводятся абсолютно бесплатно, за счет бюджетных средств.
Александр Колсанов рассказал, что цена операции составляет 807 тыс. руб. вне зависимости от пересаживаемого органа - сердце, печень, почки и др. «Пациент не оплачивает ничего - ни операцию, ни лекарства. Конечно, эта сумма нам «впритык», и, как правило, если не хватает, то расходуются деньги медицинского учреждения», - сообщил профессор.
Это подтвердил и пациент клиник СамГМУ Сергей Мамзин из Пугачева Саратовской области, в октябре удачно перенесший операцию по пересадке почки в Самаре. Он уверяет, что из «собственного кармана» ничего не доплачивал. «Очень надеюсь, что новая почка приживется и меня поскорее выпишут. Чтобы организм не отторгал инородное тело, мне, как и другим людям, которые прошли через пересадку органов, всю жизнь придется принимать иммуносупрессивные препараты», - заявил пациент.
СПРАВКА
Самарский регион - один из ведущих в России по пересадке органов. Ежегодно наши врачи трасплантируют по 40 почек и 120 глазных роговиц. В центре пытались провести операции по пересадке печени, однако они пока заканчивались неудачно. На операции в Самарскую область едут и жители соседних регионов. Только в этом году в Самарскую область приехали 34 пациента из Ульяновской, Пензенской, Саратовской и Ульяновской областей, а также из Республики Татарстан