Примерное время чтения: 9 минут
608

Шедевры на 3D-принтере. Как современные технологии меняют искусство

Не так давно в Самаре прошел закрытый показ интерактивных скульптур Ильи Соболя в рамках форума «Будущее наступает сегодня», организатором которого выступил Сбербанк. Фактически это одна из немногих экспозиций изобретателя в России. Почему современное искусство соотечественников не ценят на родине и как наших художников принимает заграница?

Искусство и технологии

АиФ-Самара:  Влияет ли прогресс на искусство?

Илья Соболь: Я предпочитаю называть себя изобретателем, а не художником. Дело в том, что в России художник воспринимается, либо как человек который пишет живопись, либо как бездельник. Другое дело изобретатель. Этот человек явно чем-то занят, и что-то там такое необычное делает. Придумать какую-то художественную идею только начало дела. Самое важное, как художник воплотит ее в материале. Насколько быстро и точно он сможет реализовать свою задумку. Сейчас не то время, когда над одной статуей можно трудиться 5-6 лет. Темп современной жизни диктует свои правила игры и людям искусства. Может так получиться, что к моменту воплощения в жизнь даже самая гениальная идея утратит свою актуальность. Бывает, кстати, и наоборот, гении опережают свое время, и тогда их идеи тоже попадают в «раздел» неактуальных, так как общество все еще к ним не готово.

- Как современные технологии позволяют художникам воплощать свои идеи в жизнь?

- Дело в том, что я очень люблю современные цифровые производственные технологии. Именно их доступность, позволяет сделать за несколько дней то, на что раньше уходили месяцы. При этом не нужно обладать какими-то особыми навыками или мастерством ручной работы, нужно лишь научится 3д проектированию на компьютере. Одной из таких цифровых производственных машин является 3D-принтер.. Несмотря на кажущуюся несерьезность использования, 3д принтеры становятся все более востребованными и в промышленности. Совсем недавно был создан работоспособный авиационный двигатель, который был полностью напечатан на 3D-принтере. Он состоит всего из 80-ти деталей. Аналогичные двигатели, которые делают по традиционной технологии, состоят из нескольких сотен элементов. Не исключено, что в ближайшем будущем в наших машинах узлы на замену будут тоже напечатаны.

Фото: Из личного архива Ильи Соболя

- Что лежит в основе ваших инсталляций?

- Все начинается с идеи и концепции. Это делаю я, или моя супруга, или любой заинтересованный из моей команды человек. После того как идея готова, начинается самый сложный этап, нужно придумать как идея будет выглядеть в “материале”, как люди могут и будут с будущей инсталляцией взаимодействовать. Чтобы снизить стоимость производства, риски ошибок от человеческого фактора, мы придумали специальный алгоритм(программу), который преобразовывает эскиз из линий и точек, в набор соединителей и труб. Эта программа автоматически рассчитывает все углы, количество отростков, трубы и любые другие детали. Именно из них и состоят все наши объекты. Эта же программа рассчитывает количество и длину трубок для светодиодной ленты. Каждый узел пронумерован, маркированы и трубки, поэтому собрать конструкцию может любой человек, даже тот, кто не знает что ему нужно собрать. 3D-принтер затем печатает соединители, а светодиодные трубки мы производим сами, в ручную. Но все равно получается быстрее и дешевле. Еще есть электронный блок, он делает композицию интерактивной. 

- Вы говорили об электронном блоке, который делает ваши объекты интерактивными, как это работает?

- Все наши объекты интерактивны. Они не огорожены от людей турникетом, каждый зритель на короткое время может и должен стать частью нашей инсталляции. Они реагируют на человека, с ними можно играть, они могут быть объектами селфи-зоны. Год назад мы  реализовали один из самых громких наших проектов - огромное световое сердце, которое реагирует на объятия. Чтобы оно начало светиться, два человека должны встать под ним  и обняться. Для его работы нам пришлось обучить нейросеть, это машинное обучения, которое может отличить такие факторы, на которые обычная программа не способна,  например не количество людей, а их действия.. Обмануть электронику невозможно, она реагирует только на объятия. Проект имеет огромный успех в США и Европе.

Фото: Из личного архива Ильи Соболя

Художник не от слова «худо»

- Почему вы не делаете свои работы для российского рынка?

- Причин на самом деле несколько. Первая, самая главная - негативное отношение к художникам в нашей стране. У нас почему-то принято считать, что художник - это бездельник, который ничего не делает и ничего не производит. На Западе отношение к людям творческой профессии совсем другое. Ими там восхищаются. Для западного человека художник - это тот, кто может сделать что-то уникальное, что до него никто и никогда не делал. У нас же продвигать свои идеи творческим людям очень сложно. Изначально художника воспринимают как некоего тунеядца, который пытается найти теплое местечко, где не надо ничего делать.

Мы же в отличие, от классического восприятия художника населением России, совмещаем в себе множество навыков и знаний: работа с идеями, описание и проектирование концепций, инженерное 3Д проектирование, проектирование электроники и электронных устройств, программирование, свойства материалов, производство и производственные технологии. Все это нужно знать очень хорошо и постоянно учиться, так как ошибка на любом из этих этапов, будет стоит реализации всего замысла. И здесь я очень благодарен Сбербанку, который действительно заинтересовался нашим творчеством и позвал в Самару. Такая поддержка художников очень ценна.

Фото: Из личного архива Ильи Соболя

Вторая причина - нереальные сроки выполнения работ и низкие бюджеты. Даже если ты сможешь кого-то заинтересовать своим проектом, тебе дадут на его выполнение нереальные сроки и попросят сделать это «бесплатно». Очевидно, это наш менталитет - «нам нужно это вчера». Но это так не работает. Принтер печатает с определенной скоростью, быстрее он работать не будет, и увольнением его не запугаешь. Конечно, можно поставить второй принтер, но это не решит исходной задачи, ограничения емкости производственных мощностей.

- Обычно, говоря об искусстве, не вспоминают о коммерческой эффективности.

- Это очень важная составляющая. И эта еще одна из причин, почему мы работаем на иностранные рынки. В России нет платежеспособного спроса на наши проекты. Люди не готовы вкладываться в наши идеи. А предложение - вы сделайте, мы посмотрим и, может быть, потом заплатим - не подходит. Важно не только что-то создать, важно это продать. Только так ты сможешь развивать и совершенствовать свою идею. Если этого не делать, то ты до конца дней останешься сумасшедшим изобретателем, который придумывает какие-то странные проекты. И никогда не добьешься успеха. Деньги в нашем случае, это не цель а ресурс, который позволяет нам двигаться вперед.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

АиФ-Опрос

Хотели бы вы больше узнать о самарском поэте Александре Ширяевце?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах