Миллионы на крэйзи
В мэрии вновь разгораются споры по поводу того, смывать, закрашивать или соскребать очередные творения самарских уличных художников. Между тем сами «творцы» считают себя адептами нового искусства, приходящего на смену монументальной пропаганде – мозаичным панно на темы Красной Армии, советско-болгарской дружбы на фасадах домов или плакатам пять на пять из серии «Мир. Труд. Май».
Их автографы, до рези в глазах напоминающие различные варианты надписи «Здесь был Вася» - повсюду: на трамваях и автобусах, памятниках архитектуры, в подземных переходах. А самих уличных художников спикер Гордумы Александр ФЕТИСОВ как–то назвал «мелким злом».
Зло, между прочим, не такое уж и мелкое. По словам руководителя самарского департамента ЖКХ Вячеслава ТИМОШИНА, покраска одного квадратного метра стены, испорченной надписями или рисунками, обходится в 730 рублей.
- Но подобрать колеровку точно не всегда удается. Поэтому, чтобы фасад выглядел эстетично, приходится перекрашивать весь первый этаж. А это уже минимум 15-20 тысяч рублей. В масштабах Самары стоимость чистки всех домов, испорченных граффити, достигает миллионов рублей. Например, только во время прошлогоднего субботника на очистку зданий от надписей муниципалитет и частные предприятия потратили около 2 миллионов рублей. Самое обидное для города, что большие деньги уходят в «пшик», - спустя какое-то время на свежеокрашенных поверхностях вновь появляются крэйзи, муди, мэды и т.п.
Уби-разрушитель
Ещё в 2009 году экс-мэр Самары ТАРХОВ предложил вывести уличный рисунок в легальную плоскость. По этому же пути пытаются идти и нынешние власти Самары. Всё чаще они поговаривают об организации для райтеров специальных площадок. А министр культуры Ольга РЫБАКОВА недавно выступила с инициативой провести в Самаре фестиваль граффити. Между тем, по мнению самарца, представителя сontemporary art Сергея БАЛАНДИНА, весь «смысл» стрит–арта как раз в том и состоит, что он тайный, ночной и незаконный.
- На белых стенах райтерам писать неинтересно, - утверждает он и приводит пример самого известного граффитчика - Бэнкси.
Этот британец поначалу также оставлял свой личный знак в виде слова или просто узнаваемого росчерка. Теперь он не только самый известный, но и самый высокооплачиваемый стритрайтер, живописующий на стенах своё отношение к порокам современного общества - непреходящей бедности, плохой экологии, бесконечным войнам. Суть же творчества самарских райтеров по-прежнему сводится к максимальному количеству написания своего имени на стенах.
Сам Сергей Баландин непосредственно причастен к пропаганде «тайного и незаконного». Именно он пригласил одного из печально известных граффитчиков - Уби - участвовать в художественной выставке, тем самым закрепив за ним статус художника.
Себя Сергей сравнивает чуть ли не с селекционером-мичуринцем.
- Вы же не спрашиваете у меня, почему сорняки не растут где-нибудь в стороне от наших огородов. Уби такой, какой он есть. И когда передо мной встала задача выбрать какого-нибудь заметного самарского художника, я выбрал Уби.
«Уби» – от слова «убивать». Он так и пишет на стенах: «убийца» или «убийца убивает». По самым скромным подсчётам, этот ночной тихий «убийца», по слухам, студент-юрист, уже «лишил жизни» около сотни фасадов самарских зданий. Уби признавался, что ему тяжело что-то созидать и он выплёскивает на стены весь свой негатив.
- Мне легче разрушить, - разоткровенничался он как-то. - Для меня рисовать на стенах – словно захватывать и подчинять себе. То место, где я нарисовал граффити, словно становится моим.
Нарисовали статью
Многих земляков, любящих свой город, этот «захват» раздражает. Если не больше.
- После того как снесли ветхий дом на углу Молодогвардейской и Ленинградской и на брандмауэре рядом стоящего здания обнаружилась изумительная реклама фирмы, выпускающей резиновые изделия, застройщики-итальянцы восхитились и пообещали эту надпись включить в интерьер будущего торгово-выставочного центра. И вот однажды вижу: столетняя реклама изрисована чёрной краской! У меня возникло жгучее желание расправиться с этим пачкуном, - возмущается житель Самары Александр САВЕЛЬЕВ.
К охоте на граффитчиков призвал и мэр Дмитрий АЗАРОВ:
- Активная работа ведётся по поиску людей, которые портят фасады. Некоторые из них уже определены и будут привлечены к ответственности. Но с помощью населения эта работа пойдет более эффективно.
Правда, по словам правоохранителей, заявлений на «живописцев» поступает мало. Между тем привлечь к ответственности их можно на выбор по двум статьям Уголовного кодекса — за вандализм или за порчу чужого имущества.
Арт-галерея?
В том, что помечивание «своей» территории - это никак не уличное искусство, а попытка самовыражения людей, не нашедших себе в жизни достойного занятия, уверен и руководитель Самарского отделения Союза художников Иван МЕЛЬНИКОВ. - Но ужесточать штрафы за надписи на домах, как предлагают в мэрии, можно только после того, как предложена альтернативная площадка, где рисовальщики могут создавать свои «нетленки», - считает художник.
Хотя, по мнению живописца и руководителя–преподавателя первой Самарской школы граффити Романа МИХЕЕВА, особые, специально подготовленные площадки и не нужны. Роман и его ученики расписали множество серых заборов и мрачных «гаражных» городков и уже присмотрели несколько сотен поверхностей, которые после соответствующей обработки могут стать яркими и привлекательными арт-объектами.
ЗА И ПРОТИВ
ЗА: Роман МИХЕЕВ, художник:
- В губернской столице достаточно трансформаторных будочек, фасадиков, стеночек, гаражиков и других приемлемых пространств, где бы граффити очень здорово вписывалось. К тому же ни одна галерея мира не собирает столько зрителей, сколько граффити!
ПРОТИВ: Андрей СИМИРЗЯНОВ, оперуполномоченный отделения УВД по Промышленному району Самары:
- Если исписан фасад здания, эти действия квалифицируются как умышленное повреждение чужого имущества и собственники могут выступить с иском о возмещении ущерба, а в том случае, если художники от слова «худо» испортили памятник культуры, они могут понести наказание по статье «Вандализм»