Так Шостакович фиксировал перерывы в работе над симфонией во время воздушных налётов. Когда коллега-музыкант узнал, что всемирно известный композитор дежурил в составе пожарной бригады на крыше консерватории во время авианалётов, он высказал сомнение, стоило ли гению так рисковать собой – «ведь это могло бы лишить нас Седьмой симфонии». А может, наоборот? Не было бы и симфонии, если б музыкант сам всего не прочувствовал и не пережил? С середины сентября началась активная эвакуация жителей Ленинграда.
В большой суматохе при посадке в поезд Шостаковичи потеряли было партитуру почти законченной симфонии. Но произошло чудо - в переполохе военного вокзала Рузаевки, среди сотен тысяч эвакуированных, раненых, отправляющихся на фронт людей и их багажа чемоданчик с нотами нашёлся... Премьера состоялась 5 марта 1942 года в зале куйбышевского дворца культуры и транслировалась по радио на всю страну. Трудно даже представить себе ту огромную работу, которую пришлось проделать музыкантам.
Такое большое (80 минут), сложное (требовался очень большой оркестр с небывало развёрнутой духовой группой) сочинение требовало длительной репетиционной подготовки. Музыканты сводного оркестра Большого театра под руководством Самосуда подготовили его менее чем за два месяца. О впечатлении, произведённом куйбышевской премьерой, сохранились воспоминания Д.Ф. Ойстраха: «Музыка прозвучала как пророческое утверждение грядущей победы над фашизмом…». И вот спустя почти семьдесят лет всё повторилось. Огромный сводный оркестр - самарской филармонии и оперного театра - исполнил выдающееся произведение. Необыкновенная музыка, как и десятилетия назад, ещё раз дала возможность слушателям и исполнителям пережить минуты большого волнения, радости и скорби, великую гордость за наш народ, за нашу Победу.