Недавно АвтоВАЗ провёл конференцию поставщиков автокомпонентов.
"Гвоздём программы" стало оглашение и согласование с партнёрами автогиганта схемы расчёта за комплектующие. Впрочем, слово "согласование" в данном случае применимо весьма условно. Предложение АвтоВАЗа достаточно жёсткое: если поставщик готов скинуть цену комплектующих не менее чем на 10 процентов, то рассчитываться с ним будут деньгами, если нет - денежными суррогатами, векселями. Плюс завод настаивает, чтобы "отказники" представили чёткое финансово-экономическое обоснование, что действительно не имеют возможности снизить отпускную цену.
К тому же на конференции стало ясно: руководство АвтоВАЗа настроено в нынешних кризисных условиях в корне пересмотреть и дифференцировать свои отношения с рядом поставщиков. По информации осведомленного источника, замыслы руководства автогиганта ещё радикальнее - в кабинетах вазовской высотки верстается некий "белый" список партнёров, обеспечивающих конвейер комплектующими.
Как пояснил источник в менеджменте завода, по большому счёту, АвтоВАЗ сейчас принципиально определяется, с кем из нынешних поставщиков ему "по пути". Дело далеко не в одной цене. Главные требования к поставщикам "новой формации" - желание сделать автомобиль Lada современным и конкурентным, постоянно улучшать технический уровень комплектующих, делить с автозаводом ответственность за качество конечного продукта, разрабатывать и предлагать конвейеру более технологичные и надёжные изделия.
Кто в "белом" списке (а говорят, есть ещё и "черный"), известно лишь узкому кругу управленцев предприятия. Предполагается, что в него могут не попасть те нынешние производители и поставщики автокомпонентов, которые не сумеют оперативно воспринять новые подходы в партнёрстве с автогигантом. Не секрет, что АвтоВАЗ несёт большие репутационные и, следовательно, рыночные потери из-за низкого качества материалов, несовершенного технического исполнения узлов и агрегатов, из которых собираются тольяттинские "лады". Похоже, обновлённое в конце июня руководство автогиганта не намерено в дальнейшем мириться с этими издержками и подбирает замену тем, кто не вписывается в современную концепцию качества предприятия.