Примерное время чтения: 5 минут
401

Подземные колокола, или Тайны Вавилова Дола

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37 10/09/2008

Мы обещали рассказать читателям о поездке нашего корреспондента в загадочный Вавилов Дол ("Самарский Аркаим", "АиФ-Самара" N36). Выполняем обещание.

Вавилов Дол находится недалеко от Большого Иргиза, на границе Саратовской и Самарской областей. Место это с особой репутацией.

- В святое место нужно дойти пешком, - предупредили меня жители села Ивантеевка, что в 12 километрах от Вавилова Дола. Мол, если ноги не потрудить, ни знамений не увидишь, ни благодать не сойдёт.

Пришлось шагать по обочине асфальтированной дороги. Тем более рейсовый автобус до загадочного места ходит раз в день. Зато спутница Таня, шедшая аж из Марьевки, на ходу меня просветила.

Искатели строгой жизни

История вкратце такова. Название Дола связано с проделками некоего Вавилы - одного из самых жестоких в Поволжье атаманов, орудовавшего здесь во времена Петра I. Его шайка грабила без разбору купцов и местных жителей. Дерзость и масштаб "озорства" вынудили государя направить в наши края войска. Выкуривая разбойников из логовищ, солдаты подожгли лес, посадили на кол или порубали большую часть лихих людишек, а главаря ослепили и бросили в пожарище. Но, как гласит предание, потеряв очи телесные, обрёл Вавила очи духовные. Во искупление прежних преступно прожитых лет дал он обет найти нерукотворный храм, некогда спустившийся с небес и ушедший под землю. Храм, похоже, обнаружился неподалёку, и Вавила вырыл рядышком первую подземную келью-пещеру. Прослышав о праведнике, к нему потянулись другие волонтёры, искатели строгой жизни. Пещер становилось всё больше, монахи соединяли их тайными галереями. Так возник пещерный монастырь. Много лет протекала здесь жизнь старцев-затворников. После 1917 года сюда шли изгнанные из храмов священники и миряне, не желавшие общаться с властью. Местные крестьяне верили, что монахи видят сквозь стены и лечат неизлечимые болезни.

В 1929 году по приговору самарского суда все насельники духовного звания были расстреляны, иконы и книги уничтожены, входы в пещеры взорваны. Человеку, обнаруженному в Вавиловом урочище, грозило тюремное заключение сроком на 10 лет.

- Но люди продолжали приходить сюда с верой, что монахи спустились в более глубокие пещеры, ушли в ту самую нерукотворную церковь и не только продолжают прославлять Бога, но, как и встарь, передают ему наши просьбы. Потому до сих пор из-под земли и колокольный звон слышится, и огни от горящих лампадок мерцают, - заключила паломница Таня.

Могила неизвестного монаха

ВАВИЛОВ Дол открылся неожиданно - овальный лесной колок посреди степи. Крутые ступени вели к колодцу. Попив водички из чудодейственного источника, мы двинулись по маршруту, предложенному Таней. Поднялись к могиле неизвестного монаха, затем отправились на холм со скромным названием Афон к дубовому кресту, обложенному камнями от взорванной церкви. Где стоял разрушенный большевиками храм, открыта часовня. Паломница приникла к земле.

- Говорят, здесь лучше всего слышен звон колоколов и пение хора. В церкви-то подземной до сих пор службы идут. А поднимется она в конце света. Таких невидимых церквей на Руси множество, одна из них у нас, - продолжала радовать осведомлённостью Таня.

Легла на землю и я. Правда что-то слышно! То ли звон басового колокола, отбивающего службу в подземелье, то ли глухой рокот сильного потока воды, текущей под землёй на большой глубине.

Моя товарка печалится:

- Ничего не слышу! Предупреждали меня, что ночью приходить надо. И сама себя утешает. - А может, не всем дано.

С горы Афон спускаемся в "мемориальную" келью Вавилы - землянку с лежанкой из той же глины, что и само жилище. По периметру разложены иконки, под иконой святителя Николая - кипа записочек: слава о том, что здравствующие старцы крепко связаны с небесной канцелярией, жива. Люди, подходившие к пещерке, для верности громко проговаривали свои желания вслух: "Чтобы дочка в институт поступила"; "Чтобы зять выздоровел". И вовсе уж пустое: "Чтобы завтра в продаже "десятки" были цвета "табак" или "папирус". Просьбу подкрепляют подношением - яблоки кладут, соль, а кто и банку тушёнки.

Мирские разговоры перемежаются мистикой.

- Знакомые говорили, что в крестные ходы здесь монахов видят. А днём частенько отшельник появляется перед паломниками.

Мы отшельника не увидели. Но прочесав от любопытства почти весь угрюмый Вавилов лес, нашли небольшую нишу в стенах оврага. Под корнями деревьев она продолжилась ямой, где вполне мог укрыться человек. Прождав до ночи, ответа на вопрос, почему до сих пор у людей иногда возникает желание отгородиться от всего мира, так и не получили.

Пассажиры нового ковчега

Психологи говорят, что люди, ищущие одиночества, самодостаточны психологически. Мол, внутренняя жизнь им более интересна, нежели жизнь в толпе, где они ощущают себя ненужными и одинокими.

Есть ещё одна, парадоксальная, версия ухода от цивилизации. Тольяттинец Никита Коваленко уверен, что у абсолютного большинства русских людей славянский геном повреждён. А выживут и взойдут на борт нового Ноева ковчега после гибели цивилизации только сохранившие древнерусский генотип. По его мнению, отшельники - как раз те, кто должен выжить для создания генома будущего.

В том, что некоторые русские мужики не пропадут и в яме сидючи, мы убедились наутро, не обнаружив в мемориальной землянке паломничьих подношений. Кто-то их всё же забрал! Покинули мы святое место довольно поспешно. Потому что ночью Вавилов Дол предстал перед нами абсолютно с другой стороны...

(Продолжение читайте в одном из ближайших номеров)

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

АиФ-Опрос

Что вы думаете о российском кино?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах