Важным этапом развития человечества по праву считают изобретение колеса. Но моряки уверены: парус изобрели раньше.
Реки-дороги несли рыбацкие и купеческие суда к дальним берегам. Наши предки были практичны, не сразу додумались, что хождение под парусом - это ещё и удовольствие.
Образцовый магнат
Всего сто лет назад организован первый самарский яхт-клуб. Его основателями были известные горожане - пивной магнат Альфред фон Вакано, архитектор Щербачёв и художник Головкин. Идею переняли в соседнем Саратове - там парусом успешно занимались с 1876 года. После статей в самарской газете "Русское слово", посвящённых спорту и здоровому образу жизни, появилась мысль создать на Волге спортивный клуб для занятий яхтингом, а затем и другими видами спорта. Гордума выделила участок на берегу реки, где сейчас улица Вилоновская спускается к Волге. На этом участке организовали водную станцию. В 1909 году в присутствии губернатора и других видных горожан её освятили. Само же помещение клуба находилось в районе современного Дома промышленности.
Альфред фон Вакано много сделал для благоустройства города. Самарский губернатор А.Д. Свербеев называл порядки и приспособления на его заводе образцовыми. Вакано устроил электрическое освещение, содержал больницу и школу. Его финансовые вложения позволили организовать при яхт-клубе секции гребли, лыж, футбола, воздухоплавания. К сожалению, это не спасло его, когда началась первая мировая война. Недоброжелатели обвинили австрийца фон Вакано в шпионаже и выслали из России вместе с семьей.
Революция, война и перестройка
Кровавое время революции яхт-клуб оставался беспризорным. Позже его взял в свои руки бывший военный летчик Н.А. Мясников. Он сам строил лодки и шил паруса. В 1928 году Мясников стал первым самарским чемпионом Советского Союза по парусному спорту в классе швертботов. Он руководил яхт-клубом до войны. Когда его ученики и последователи ушли на фронт, была перевернута ещё одна страница истории.
Возрождение парусного спорта в Самаре началось в 1946 году. Организован яхтклуб, где строили катера и яхты. Пять лет спустя появилась первая детская спортивная школа. Это было время расцвета спортобществ. "Спартак", "Буревестник", "Водник", "Наука" и другие помогали нашим землякам поддерживать здоровый дух и физическую форму. Пик развития парусного спорта пришёлся на середину 80-х годов. По словам очевидцев, в дни соревнований Волга белела от парусов. Более 450 мелких яхт, 700 с лишним человек экипажа. Девять яхт-клубов каждое лето принимали взрослых и юных спортсменов.
Перестройка тяжело отразилась на парусном спорте. Предприятия не могли финансировать свои яхт-клубы. Немногие энтузиасты с деньгами выкупали лодки в собственность.
Клубы-стоянки
Сейчас в Самаре два реально действующих яхт-клуба - "Волга" (на другом берегу, напротив Кинапа) и клуб аэрокосмического университета (на острове Проран). В них тренеры занимаются с детьми 6-16 лет. Остальные "яхт-клубы" являются сегодня стоянками крейсерских яхт.
Председатель технической комиссии при городской федерации парусного спорта М. Кольцов считает, что серьёзным решением проблемы развития будет строительство городского яхт-клуба с реальным финансированием, конкурентной зарплатой для тренеров и т.п. Это позволит городу сохранить искусство занятия парусом для наших детей. Альфред фон Вакано говорил: "Работая и трудясь здесь, в Самаре, в вашей среде, милостивые государи, одушевлён желанием в пределах моих сил и возможностей принять участие в украшении нашего города, имеющего для меня значение второй родины".
Последовать этому достойному примеру нетрудно. Надо лишь не на словах, а на деле озаботиться вопросами здорового образа жизни, детского досуга и спортивными успехами самарцев.
Регата памяти барда
24-26 июля в Самаре и Тольятти, а также во Владивостоке и Сочи прошла Всероссийская регата памяти Владимира Высоцкого.
В самарской регате стартовал один из сильнейших гонщиков Советского Союза в классе "Летучий Голландец" бывший главный тренер сборной СССР Леонид Ремнев (г. Москва) и опытный гость из Германии Зигфрид Гайке.
Открыл регату и награждал победителей в нашей губернии вице-президент Федерации парусного спорта России Дмитрий Кульбицкий.
Это уже восьмая памятная регата. Первая прошла в 2001 году, в ней участвовали 103 человека на 30 яхтах. Прошлогодняя регата собрала уже 632 яхтсмена на 138 яхтах. А нынешняя - 30 команд.