Оплачивая счёт в какой-нибудь заурядной летней кафешке, мы нередко задумываемся, почему нехитрый салатик из свежей зелени здесь стоит 50-70 рублей, а горшочек с мясом - под двести. Понятно, что за сервис нужно платить, но почему столько?!
В бар со своей мензуркой
Посчитаем, во сколько обойдётся домашней кухарке, к примеру, популярный салат "Греческий". Если даже брать по максимуму, пара листов салата по рублю, огурец, помидор, перец - на червонец, пара маслин и несколько капель оливкового масла рублей на пять-семь. Самый дорогой в салате - сыр моцарелла, 30-граммовый кусочек которого стоит рублей десять. Итак, себестоимость салата, приготовленного дома, составит меньше тридцатки, тогда как в кафе за него возьмут 80-100 рублей. Неужели таких больших трудов стоит порезать овощи и красиво разложить их на тарелке?
- Дело ведь не только в продуктах, на которые в кафе и ресторанах непременно делаются наценки, - объясняет заместитель начальника отдела защиты прав потребителей территориального управления Роспотребнадзора по Самарской области Людмила Власова. - В цену блюда входят и коммунальные платежи, стоимость электроэнергии, аренды помещения, зарплаты повара, посудомойщицы, охранника и так далее. Но всё равно что-нибудь да остаётся. Это и есть чистая прибыль. Её размера не знают даже работники таких заведений, только хозяин. А мы по закону не можем требовать от него такую информацию. К себестоимости продуктов и блюд владельцы ресторанов и кафе могут накручивать какие угодно наценки. Наши же специалисты могут проверить недолив сока или спиртного, недовложение каких-то ингредиентов в салаты или горячее.
На проверку специалисты Роспотребнадзора ходят со своей мензуркой, ГОСТовской и стеклянной. В то время как многие бармены наполняют наши бокалы из какой-то пластмассовой ёмкости, купленной, похоже, там, где "всё по пять". Можно проверить и нарезку: взвесил колбасу и ветчину - и узнал, на сколько граммов посетителя надули.
В Роспотребнадзоре принимают жалобы посетителей кафе и ресторанов на плохое качество блюд. Но их опасность для здоровья нужно доказать с помощью медиков. Что довольно проблематично. Поди докажи, где и чем ты отравился. А за то, что еда просто невкусная, потому что приготовлена из перемороженного мяса или рыбы, наказать владельца заведения практически невозможно.
Переплата за сервис
Вопрос - обеспечивают ли посудомойки, официанты и повара сервис, за который мы платим втридорога? В самарских кафе, особенно на набережной, кроме сумасшедших цен - сплошь обгрызенные тарелки и бокалы, переполненные пепельницы, напечатанные с ошибками на мятом листке названия блюд и замызганные скатерти. А к ним - неизменные 10% за обслуживание, беззастенчиво выставляемые уже в меню.
По поводу принудительных "чаевых" управы на хозяев не найти. Ведь, может, хозяин не включил зарплату официанта в стоимость блюда, и его работа будет оплачена исходя как раз из этих десяти процентов.
Но качественного обслуживания можно потребовать, не выходя из-за стола. Попросить поменять прожжённую или мятую скатерть, сколотые тарелки и бокалы, замасленные солонки. Напрягите официанта - пусть объяснит, из чего и как будет готовиться заказанное блюдо. Не терпите, если что не так. Ведь вы большую часть денег отдаёте не за продукты, а как раз за обслуживание. Если вы потягиваете вино, а над вами стоят и требуют сделать заказ "посущественнее", не стесняйтесь поставить персонал кафе на место. Впрочем, хозяин кафе и сам должен понять, что случайный посетитель не станет завсегдатаем, если сервис в его заведении клиента неприятно удивит.