Вот только тренироваться спортсмену приходится далеко за пределами области. Удастся ли вывести автомобильный спорт на достойный уровень? Какими качествами должен обладать настоящий чемпион? Почему молодёжь так сложно оттащить от компьютера? Об этом мы поговорили с нашим гостем.
«Калина» не примелькалась
«АиФ-Самара»: Роман, поздравляем с победой! Какие ощущения в статусе чемпиона Европы?
Роман Степаненко: Честно говоря, ещё полностью осознать не успел. Это не только мой личный результат пилота, а достижение команды: механиков, инженеров, логистов. Мы вместе сработали на результат.
- На чём катались на европейских трассах?
- Это был специально подготовленный «Ситроен-С4». По сути, его можно сопоставить с наземным космическим кораблём. Технологии, которые используются в современном гоночном автоспорте, зачастую берутся из авиации и космической промышленности: тумблеры из вертолётов, проводка, как у самолёта, обшивка тоже авиационная. Автомобиль быстрый, мощный, разгоняется до 100 км/ч меньше чем за 2 секунды как болид «Формулы-1». В прошлом году его пилотировал президент Татарстана Рустам Миннеханов на гонках в Казани. А после он достался мне. Однако мне не чужд и отечественный автопром. Свои первые километры на европейских гоночных треках накатывал на «Ладе - Калине». Поначалу народ удивлялся: что это за модель такая? «Жигули» и «девятку» за границей знают, а вот «Калина» пока ещё примелькаться не успела. И на соревнованиях в Прибалтике зрители нередко подходили, чтобы сделать «селфи» рядом с машиной.
- Почему у нас в регионе те, кто занимается спортом высоких достижений, вынуждены тренироваться за границей? Ведь это касается не только ралли-кросса, но и других видов спорта.
- Причина банальна - у нас нет инфраструктуры. Сегодня большой автоспорт комфортно существует в Москве, Казани и Воронеже. У нас в Тольятти есть трасса, но сегодня она из-за отсутствия финансирования, к сожалению, потеряла статус, который позволяет проводить соревнования. А пока мы с ребятами тренируемся на неофициальной трассе в селе Воскресенка неподалёку от Новокуйбышевска. Проводим любительские турниры, выставляем настройки машин, обкатываем технику. Но перед серьёзными соревнованиями приходится выезжать на европейские трассы.
- На днях губернатор сказал, что между Самарой и Тольятти появится гоночный трек «Самара-Ринг». По его словам, трасса будет иметь международный статус. На её строительство потребуется порядка 1,5 млрд руб., и, вероятно, в проект будут привлекаться частные инвестиции.
- Что ж, отличная новость! Это даст огромный толчок развитию автоспорта в нашей области. Сегодня есть мировой опыт, когда в уже существующие кольцевые трассы встраиваются ралли-кроссовые. Например, наличие трека в Тольятти для спидвея позволяет нам удерживать мировое лидерство в этом виде спорта. Отлично, если то же самое будет и в ралли-кроссе, кольцевых гонках, кроссе, картинге, дрифте и других видах автомобильного спорта.
Спорт в шаговой доступности
- А как вы в целом оцениваете ситуацию с развитием массового спорта в области?
- Я считаю, что в Самаре за последние четыре года был сделан огромный шаг. Во дворах появились современные спортивные площадки. Только по программе «Двор, в котором мы живем» планируется обустроить 200-300 дворов. Несколько лет успешно работает программа «Дворовый тренер». Конечно, 100 тренеров на город-миллионник - это капля в море. Но благодаря им городу удалось привлечь к спорту около трёх тыс. мальчишек и девчонок. Полным ходом идёт ремонт и оснащение детских и юношеских спортшкол. Дан старт строительству двух физкультурно-оздоровительных комплексов. Начал свою работу ледовый комплекс в поселке Управленческий, на Мехзаводе появится ещё один ледовый комплекс. На спорт в Самаре с каждым годом выделяется всё больше средств: если в 2009 г. - 42,9 млн руб., то в 2013 г. - уже 137,8 млн руб. Благодаря такому вниманию мы и наблюдаем позитивную динамику во всех дисциплинах.
- Если у нас всё так хорошо со спортом, почему тогда возросло количество подростковых суицидов?
- Я, конечно, не специалист в области подростковой психологии. Но, видимо, и мы - депутаты, и власть, и общество где-то недорабатываем в плане организации детского и юношеского досуга. Ведь у тех, кто приобщён к спорту, правильные мысли и верное жизненное направление. Недавно в моем блоге один из посетителей задал вопрос: «Чем можно занять ребенка в Самаре?» Я специально с помощником взял на контроль эту тему. Мы нашли множество детских кружков и секций. По сути, они есть в каждом дворе. В администрации создан большой спортивный интернет-портал, на котором будет информация, по каким адресам работают кружки и секции для подрастающего поколения. Но, справедливости ради, стоит отметить, что молодежь не всегда готова оторваться от компьютера. Виртуальный мир пока выигрывает. Там ребенку комфортно, а любую проблему можно решить шелчком «мыши». Важно родителям уметь предложить своему ребенку альтернативу социальным сетям и онлайн-играм.
- Что нужно, чтобы воспитать чемпиона?
- На первом месте - спортивно-волевые качества человека и, как ни странно, его воспитание. Деньги, конечно, необходимы, ведь дешёвого профессионального спорта не бывает. Но я знаю спортсменов в том же автоспорте, которые могут приобрести хороший болид, нанять высококвалифицированного тренера, хороших инженеров и механиков, а высокого результата всё равно не получается. Ведь победу купить невозможно. Инфраструктура тоже крайне важна.
- У гонщиков сейчас «экватор». В каких соревнованиях планируете участвовать и есть ли у вас спортивные приметы?
- Готовимся к этапам чемпионата России в Казани и Воронеже, а также к международным соревнованиям в Голландии и Чешской республике. В сезон у нас проходит порядка 12-15 гонок. В 2015 году очень хочется принять участие в чемпионате мира по ралли-кроссу. А моя главная счастливая примета - перед стартом заглянуть в журнал и верно выставить настройки автомобиля.
Смотрите также:
- Вместо "Буревестника" - журавль в небе →
- Мы заставим работать чиновников →
- "Командники" закон не нарушали →