Без молока, но с пивом
Увидеть, как пьют в Самаре, очень просто. Рядом с каждым домом обязательно есть одна, а то и две «забегаловки», куда никогда не зарастает народная тропа. Особенно кучно клубятся рядом с ними «земели» в 8 утра - такие магазины открываются в Самаре намного раньше продовольственных. Несмотря, кстати, на «матвеевский» закон о запрете продажи крепкого алкоголя до 10 утра и после 10 вечера.
Продавщица одной из таких «чарочных», расположенной на улице Фадеева, Тамара, составила рейтинг предпочтений своих клиентов. «Бедненькие», так она называет своих постоянных покупателей, пьют в основном водочку, закусывая стопочку заботливо подсунутым Тамарой кусочком килечки. На втором по частоте злоупотребления месте - разливное пиво, смешанное опять же с беленькой 1:1, ну, и «Портвейн», понятно, что не массандровский.
Наблюдения Тамары в точности экстраполируются на данные Роспотребнадзора по Самарской области. Жители области пьют с каждым годом всё больше. Если в 2000 году на одну душу населения (включая престарелых, женщин и детей) приходилось 4,74 литра алкоголя, то в 2010 году – уже 7,65 литра. Уровень алкоголизации вырос за десять лет в 1,6 раза! Есть ещё более жуткие цифры: самарцы тратят на алкоголь в 4 раза больше, чем на хлеб, и в два раза больше, чем на молоко, в два с половиной раза больше, чем на овощи.
По данным областного минздрава, в 2010 году зарегистрирована почти 51 тысяча хронических алкоголиков. Это почти 2% от всего взрослого населения губернии.
Поколение «алко»
В прошлом году был издан европейский отчет о потреблении алкоголя. Россия, согласно этому отчёту, не самая пьющая страна в мире: 11,03 литра чистого спирта на душу в год. Французы, чехи, англичане, эстонцы пьют больше. Но зато Россия занимает второе место по потреблению алкоголя вне контролируемого рынка – 4,73 л
в пересчете на спирт (на первом месте Эквадор с его кактусовой водкой). Вспомните горбачёвскую борьбу против алкоголизации населения, когда вырубили виноградники, и люди массово стали переходить на самогон! Но самогон – это ещё в лучшем случае.
По данным того же минздрава, в 2010 году в области было зарегистрировано почти 2 тысячи отравлений. Когда «горят трубы», тут не до особых изысков. И народ активно травится суррогатом, бытовой химией и парфюмерно-косметическими жидкостями. В том же 2010 году постояльцами отделений токсикологии стали около 2 тысяч самарцев. Не выжили 49 человек. И алкогольные смерти – это не только смерть от отравления алкоголем, не только смерть от алкогольных психозов и даже не только пьяные самоубийства и случайные пьяные смерти. Это ещё и смерти, которых не могло бы случиться так рано, если бы люди не усугубляли свои болезни неумеренными возлияниями. В докладе Общественной палаты России, например, отмечено, что раннее приобщение к алкоголю увеличивает в 5-6 раз риск развития алкоголизма и насильственной смерти в будущем. У нас уже выросло поколение «алко» - это ребятки, впервые попробовавшие алкоголь не в 17 (как в 2000 году), а в 14 лет.
- «Белогорячечников», то есть хронических алкоголиков, правда, в этом году поменьше. Зато растёт количество так называемых предалкоголиков – тех, кого задерживают в нетрезвом виде на улице, за рулём или в домашней драке, - отмечает заместитель главного врача Самарского областного наркологического диспансера Александр Волынкин. - Много и подростков, находящихся в таком же предболезненном состоянии. Наложение ограничения на продажу несовершеннолетним спиртных напитков - решение правильное. Но если в отношении детей мера пресечения тяги к алкоголю одна – запрет, то взрослых одним только «часом Х» от выпивки не отвадить.
42 литра брака?
С медиками солидарны даже торговцы алкоголем.
- Когда господин Онищенко запретил россиянам пить «Киндзмараули» и «Мукузани», грузины вылили 800 тысяч бутылок вина, подорвав виноделие в этой стране, - напоминает владелец одного из самарских винных бутиков Александр, не захотевший назвать фамилию. – А многих россиян, культурно потребляющих вина грузинского розлива, этот человек в своей фанатичной заботе о здоровье нации вынудил приноровиться к менее качественному питью.
Сухое вино, не говоря про французское, а так же чилийское или аргентинское, в Самаре, как и во всей России, невероятно дорого. В любом супермаркете – более 300 рублей за бутылку.
- Какой выбор сделает покупатель с зарплатой в 10 тысяч рублей? - спрашивает Александр. - Конечно, купит сладкую бурду. Её на полках тех же супермаркетов в изобилии. Кроме того, безалкогольное пиво всегда и везде – самое дорогое. А какое вино самое дешёвое, обращали внимание? Конечно, полусладкое. Как его делают? Некачественные виноматериалы обильно смешивают с сахаром и по дешёвке – в магазины. А для тех, кто торгует качественным алкоголем, – меры драконовские. Я поставлял вино в супермаркеты, пока однажды мне просто не дали лицензию. А ведь большие налоги тогда государству платил. Теперь - ЕНДВ с моего маленького магазинчика. В стране, где официально признают, что 50% алкогольного рынка – контрафакт, культуры пития быть не может.
Кстати, и проверяют самарский алкогольный рынок не очень-то и настойчиво. Например, в прошлом году в ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» исследовано всего 723 образца алкогольной продукции. А забраковано и снято с реализации 4 партии вина объёмом 13 литров и 12 партий пива объёмом 42 литра. Придирки были попросту формальностью. Как объяснили в центре, все исследуемые образцы были без соответствующих документов или не очень герметично упакованы.
Смотрите также:
- Употребление сладких газированных напитков более двух раз в неделю увеличивает риск возникновения рака поджелудочной железы →
- Ученые посчитали экономический ущерб от похмелья →
- Что есть, чтобы быть здоровым? →