Почему в России не внедряют спасительные изобретения?

   
   

«Этой и многих других авиакатастроф можно было избежать», - уверен самарский инженер, один из разработчиков системы лазерной глиссады Григорий ЖУКОВ. Эта система позволяет с удивительной точностью сажать самолёты и в снег, и в дождь, и в полной темноте. Не так давно она прошла испытания в Антарктиде. Там лётчику-испытателю Рубену ЕСАЯНУ предстояло посадить Ил-76 в условиях полярной ночи, без каких-либо специальных систем, только по лучам. И получилось. Как и на многих других экспериментальных площадках, в том числе в самарском Курумоче.

Дело Бережного

- Что даёт применение лазера при посадке самолёта, в чём новизна вашего технического решения?

- Два лазерных маяка показывают плоскость глиссады, то есть траекторию захода на посадку, а один указывает точный курс. Лётчик видит проекцию этих лучей, которая, выстраиваясь буквой «Т», позволяет идеально точно посадить самолёт. Погрешность нашей системы — всего 50 см. Это очень высокая точность. Ни одна существующая сегодня радиотехническая система не даёт такого результата. Парадокс в том, что чем хуже метеоусловия, тем лазерные лучи лучше и чётче видно.

- Говорят, российские учёные уже пытались создать систему, которая с помощью лазеров направляла бы самолёт точно на взлётно-посадочную полосу. Почему у них не получилось?

- Вообще, изобретение системы лазерной глиссады принадлежит генеральному конструктору Конструкторского бюро автоматических систем Игорю Бережному. Он взялся за неё в 70-х годах и даже добился определённых успехов. Она прошла все испытания, экспериментальные образцы были установлены на многих советских аэродромах. Было совершено 1700 заходов на посадку по лазерным лучам. Но в авиационную практику эта система так и не попала. Во-первых, из-за низкой надёжности. Установка часто ломалась, сбоила. А это недопустимо. Во-вторых, сама конструкция весила около 14 тонн, для её перевозки нужно было три грузовых самолёта Ан-26. Да и потребление электроэнергии было огромным. В итоге в середине 80-х проект «похоронили».

- Почему же через много лет вы вернулись к этим разработкам?

   
   

- Я служил в авиации. А несколько лет назад устроился на работу в Конструкторское бюро автоматических систем, где моей первостепенной задачей стало обеспечивать лётные условия. Проще говоря, разгонять туман, облака. На одном из совещаний директор аэропорта «Курумоч» Леонид ШВАРЦ сказал: «А почему мы позабыли про лазерную систему посадки? Ведь ей тоже по силам справиться с туманами». Я взял идею на заметку и стал копать, изучил горы документов. Мало кто тогда верил в успех. Мол, уже пробовали, ничего не получилось. Но ведь технический прогресс на месте не стоял. Уже появилось новое поколение лазеров, их габариты в сотни раз меньше. Создание первого экспериментального образца лазерной глиссады заняло не больше четырёх месяцев. Размером он вышел с небольшой стол. В летнее время установка потребляла столько же энергии, сколько обычная лампочка, в зимнее — максимум как утюг. Провели множество испытаний, и наземных, и воздушных. К ним привлекали научно-исследовательские институты со всей страны, вместе исправляли все недочёты. И результаты получились отличные. Только на этом всё и остановилось...

Замкнутый круг

- Кто-то ставит палки в колёса?

- Скорее, просто не хватает денег. За финансированием куда только ни обращались. Для банков или иностранных компаний, крупных бизнесменов требуемая для нас сумма слишком мала. Им хочется вкладывать миллиарды. Да и отдачу получить моментально, скажем, через три месяца 30-40% чистой прибыли. Это печально, ведь спрос на наше изобретение есть по всему миру. Системой лазерной глиссады интересуются аэропорты Дании, Франции, Австрии, Германии, Чехии. А как она нужна в России! Более половины аэропортов страны не могут обеспечить условия для посадки самолётов в ночное время и при сколько-нибудь сложных метеоусловиях. Ночью, в дождь, снег и туман они вообще закрываются из-за отсутствия необходимого светосигнального оборудования. Система лазерной глиссады могла бы разрешить эту проблему.

- Может, федеральные власти просто не знают о вашей разработке?

- Если бы! О системе лазерной глиссады не знает только ленивый. Презентацию разработки показывали при каждом удобном случае первым лицам страны и отечественной авиации... Каждый раз нам говорили: «Молодцы!». И - всё. Обычно именно так теряются многие хорошие изобретения. Наша основная проблема сейчас — сертификация. Без неё запустить в массовое производство и в практику глиссаду нельзя. Но мы попадаем в замкнутый круг. Метода захода на посадку по лазерным лучам в наших лётных инструкциях не прописана, соответственно, сертифицировать метод нельзя. Нужны законодательные изменения. Но пока существует чиновничий бюрократизм, они требуют много затрат и времени. Лётчики-испытатели, когда-либо сажавшие самолёты по лазерам, всегда говорили, что эта система необходима нашей стране. Ведь много авиакатастроф происходит именно из-за того, что пилоты просто не видят, куда сажают самолёт. Если бы такая система стояла в Петрозаводске, вероятность катастрофы была бы минимальной и полсотни людей могли остаться в живых. Пилоты не долетели до полосы аж километр! То же и с разбившимся в 2007 году самолётом в Курумоче, когда до «взлётки» оставалось всего-то метров 400...

Стиснем зубы...

- Если в России к этой разработке столь безразличны, а за рубежом проявляют неподдельный интерес, почему бы не начать внедрять её там?

- Там не хочется... Что я, предатель своей Родины? Если мы сейчас забросим внедрение системы в России, то кто будет заниматься этим потом? Я верю, что это изобретение очень нужно всем нам, стране и авиации. Так что стиснем зубы и продолжим идти вперёд.

Смотрите также: