Бомжи заполонили Самару

Самарская социальная гостиница помнит и печальные, и обнадёживающие человеческие истории. «Кто у нас только не ночевал, - улыбается администратор Таисия ШУВЕРОВА, - и юристы, и чиновники, и врачи. Был один мужчина, который 17 лет отработал в «скорой помощи» врачом, потом у него начались духовные искания, он жил при монастыре, а в итоге оказался на улице. Причём у него оставались в городе родственники, а он стеснялся к ним обращаться. Другой молодой мужчина разводился с женой, и при размене его обманули риэлторы - оставили без жилья».
Таисия Петровна работает в соцгостинице уже около 4 лет и относится к постояльцам почти как к родным. Думается, что ей благодарны многие. «Один парень вернулся после отсидки, квартиры нет, работы нет - всё, говорит, жизнь кончена. Я ему: Серёжа, ты же моему сыну ровесник, молодой здоровый парень, да кто у нас не сидел - даже артисты известные сидели! Недавно он позвонил: уже третий год не пьёт, работает, снимает квартиру».

   
   

Один из гостей регулярно ночевал здесь, общался с другими квартирантами. А потом написал полуфантастическую книгу о бомжах, в которой в современную гостиницу для бездомных приходят герои повести Горького «На дне». Люди из того времени сталкиваются с современными реалиями: например, удивляются телевизору. Сначала книжка существовала в виде скрепленных печатных листов бумаги, но нашлись помощники и рукопись издали!

Есть более печальные примеры. Русская семья беженцев из Таджикистана (муж - квалифицированный слесарь, жена - преподаватель музыки) пришла в соцгостиницу не ночевать, а просить о помощи с оформлением документов. На родине они продали всё своё имущество, и этих денег хватило… чтобы купить в Самаре гараж. В «органах» им сказали: чтобы получить гражданство, нужно 10 лет прожить в России. Без гражданства и прописки устроиться на работу ни муж, ни жена не могут, а значит, квартиру снимать им просто не на что. Так и живут вместе с ребёнком в гараже…

Светлана РОДКИНА, директор МКУ г. о. Самара «Социальная гостиница для лиц без определённого места жительства и занятий»
Около 80% бомжей - люди от 30 до 50 лет, подавляющее большинство - мужчины. Причём чаще всего это люди, отслужившие в армии, имеющие образование от среднего профессионального до высшего. К сожалению, те, у кого срок бродяжничества превышает три года, привыкают настолько, что им становится комфортно в этом состоянии, и, что бы мы ни делали, ситуация не изменится. В нашу гостиницу бомжи попадают от департамента соцподдержки или приходят сами, узнав по «сарафанному радио». Также есть активные граждане, которые звонят нам и рассказывают, на какой остановке находится бомж. Туда едет машина с водителем, и мы его забираем при условии согласия и трезвого состояния. Конечно, зимой желающих переночевать в соцгостинице становится больше, мест не хватает - особенно мужских. Сейчас в администрации города разрабатывается специальная программа, которая поможет улучшить ситуацию.

Как помогают?

В Самаре горячее питание и ночлег бродяги могут получить в благотворительных фондах, религиозных организациях и соцгостиницах. Адреса этих мест особенно не афишируются и передаются в основном по «сарафанному радио». Например, в кирхе на улице Некрасовской организовано ежедневное бесплатное горячее питание для бездомных. В благотворительной организации «Перспектива», базирующейся в пос. Зубчаниновка, маргиналов не только кормят, но и стараются реабилитировать: можно получить временное жильё и медпомощь, восстановить документы, получить профессию и найти работу.

Предоставляют горячие обеды бездомным также в 15-м микрорайоне, при многих христианских и католических храмах. В МУ г.о. Самара «Социальная гостиница для лиц без определенного места жительства и занятий» нуждающихся граждан помимо еды и ночлега обеспечивают одеждой, оказывают юридическую и психологическую помощь, содействие в восстановлении документов. Правда, принимают туда на ночлег только трезвых людей, не имеющих кожных заболеваний.

Люди на грани

Осенью в «Общественную приёмную «АиФ» обратилась жительница Самары Мара Афтандилян: её вместе с семьёй власти фактически выгоняют из дома. «Мы - беженцы из Нагорного Карабаха, в Самару переехали в 1999 году, уже оформили российские паспорта и гражданство, но жилья своего не имеем. С 2009 года жили на ул. Куйбышева, 66 в плохонькой однокомнатной квартире, которую нам выделили после моих многочисленных обращений к чиновникам всех мастей с просьбой о помощи. Квартиру отдали не в собственность, а по договору социального найма. Теперь договор истекает, и департамент имущества собирается выселять нас оттуда через суд, - рассказала женщина. - Живу вместе с больным мужем и сыном-инвалидом по зрению, работаю я одна. Получаю 5700 руб. пенсию и 5300 руб. зарплату. Этого еле хватает нам троим на еду, снимать жильё мы не можем. Стоим в очереди на квартиру, но когда она подойдёт, неизвестно».

   
   

Нина КОСАРЕВА, член комитета по здравоохранению, демографии и социальной политике Самарской губдумы, врач.
Думаю, что государство делает недостаточно для решения этой проблемы. Нам нужен культ семьи, чтобы семья была крепкой, чтобы люди не теряли жильё и родственников. Нужно бороться за каждого человека, чтобы он крепко стоял на ногах. Я, например, спрашивала, есть ли у нас дети-беспризорники. По официальным данным, нет! Я же думаю, что они наверняка есть. Потом дети-сироты, которые выходят из детдомов, - они же не готовы к жизни совершенно! Сразу на момент выхода жильё такому ребёнку никто не предоставляет. Хорошо, если остались родственники, которые его приютят, или он поступит учиться куда-то, где есть общежитие. А если нет? Даже молодые специалисты сегодня практически нигде не нужны, а ведь у нас когда-то работала замечательная система распределения: приходил человек после вуза, ему давали работу и квартиру. Конечно, есть и такие люди, которым уже ничего не поможет. Утонувшие в алкоголе, прошедшие тот рубеж, за которым их могли бы «вытащить» психологи или врачи. Но большинство бомжей всё-таки хотят вернуться к нормальной жизни. Недавно я беседовала с одним человеком, который воевал в «горячих точках», и он рассказал, что месяц ночевал на могилке своих друзей, не хотел жить. А потом сам себя буквально за волосы вытянул из этой пропасти.

В самарском департаменте имущества нам подтвердили: «Данное жилое помещение маневренного фонда было предоставлено Афтандилян М.М. в порядке исключения». Сослались на большую потребность в квартирах для расселения людей из аварийного жилья и пообещали предоставить жильё семье Мары Михайловны сразу же, как только подойдёт её очередь «в списке граждан, принятых на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях» - она 12170-я. Из минсоцдемографии региона сообщили: «Законодательством Российской Федерации и Самарской области не предусмотрено предоставление через органы соцзащиты населения специальных мер социальной поддержки гражданам, имеющим статус беженцев».
Семье Афтандилян остается надеяться на облпрограмму строительства социального жилья, а пока они остаются «кандидатами» в бомжи.

Где помогают людям без определенного места жительства?

Самарский департамент соцподдержки и защиты населения: ул. Некрасовская, 63, каб. №5, тел. (846) 333-52-28, приём граждан: пн-чт - с 8.30 до 17.30, пт - с 8.30 до 16.30, кроме сб, вс.
МУ г.о. Самара «Социальная гостиница для лиц без определенного места жительства и занятий»: г. Самара, пос. Управленческий (Красноглинский район), ул. Крайняя, 7, тел. (846) 950-05-39.
ГКУ СО «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий и иных категорий граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию»: г. Самара, ул. Мостовая, 15, тел. (846) 303-85-29.
ГКУ СО «Тольяттинский социальный приют для лиц без определенного места жительства и занятий»: г. Тольятти, Московский проспект, 8А, тел. (848) 263-65-51.

 

 

Смотрите также: