История «перезагрузок»
Самара, 29 декабря - АиФ-Самара. В Самаре, как и по всей стране, работу «управдомов» ругают взахлёб. И есть за что. Долги самарцев по коммуналке растут как на дрожжах и уже достигли 3,5 млрд рублей. Причём среди должников много принципиальных неплательщиков, не желающих платить за не предоставленные на деле услуги.
У коммунальщиков - своя правда. Управляющие компании обслуживают дома разной категории: есть в городе относительно немногочисленный жилфонд, который приносит прибыль, не требуя серьезных затрат, а есть такой, что никаких денег не хватит привести старые дома в порядок. Плюс растущие долги жильцов. И решили коммунальщики пойти другим путём. Недавно на стенах домов появились объявления крупнейшей в городе управляющей компании «ПТС-Сервис», в которых жителям предлагалось посетить собрание, чтобы расторгнуть договор с «ПТС-Сервис» и заключить новый - с ООО «Жилищно-коммунальная система».
Скептики тут же предположили, что стартовала традиционная для нашего города «перезагрузка», когда по истечении трёх лет (время налогового периода) УК формально меняются. Реальные хозяева остаются те же, но образуется новое юрлицо. И как следствие - оно не несет никаких обязательств ни перед жителями, ни перед поставщиками энергоресурсов и услуг, ни перед налоговой и государством. Эта информация вызвала бурю негодования в блогосфере, после чего городские власти заявили о «приостановке» процесса. Но вскоре «ПТС-Сервис» развесил новые объявления, сообщая, что договор с жителями расторгается из-за наличия задолженности в доме.
На прошлой неделе «балласт обязательств» с себя сбросило и ООО «Приволжский ПЖРТ», которое возглавляет депутат Гордумы Минахмет Халиуллов. Оказалось, что 146 домов провели собрания и выбрали непосредственный способ управления своими домами, который предполагает, что платить за потребляемые энергоресурсы жильцы будут напрямую их поставщикам. На собрании, куда позвали для разъяснений представителей всех 146 многоквартирных домов, выяснились скандальные подробности: сами жители не принимали решения о переходе на непосредственное управление. Некоторые из пришедших даже не знали, относится ли их дом к этим 146, и просили показать списки домов, переходящих на непосредственную форму управления, чтобы найти там себя.
Зачем этих горожан фактически заставили принять решение, последствий которого они даже не представляют? Точнее всего ситуацию обрисовала Полина Николаенко, председатель ТОС «Перспектива», выступив в защиту управляющей организации. «Для чего управляющая компания это сделала? Для того, чтобы себя освободить от должников, - объяснила она. - Сейчас все говорят о больших долгах в сфере ЖКХ, а львиная доля затрат управляющей компании идёт как раз на платежи за отопление, водоснабжение. УК не снимает с себя всех обязательств. Революция только в том, что вы будете платить за отопление, водоснабжение и водоотведение не в «Приволжский ПЖРТ», а непосредственно тем организациям, которые вам и дают эти услуги. И тогда «ПЖРТ» снимет с себя бремя ответственности за должников, которое на нём висит. Они же обязаны были платить за должников, а зачем им это нужно? А так «ПТС», «Водоканал» уже сами с этими неплательщиками будут что-то делать».
Первый заместитель гендиректора ЗАО «Предприятие тепловых сетей» Андрей Гадалин так прокомментировал скандальную ситуацию: «По законодательству мы обязаны вступить с жителями в договорные отношения напрямую. И хотя жители в один голос утверждают, что никаких собраний не проводилось, мы не та организация, которая должна проверять подлинность протоколов. О наших сомнениях мы сообщили в правоохранительные органы и жилинспекцию, но ответа не получили».
Тем временем работа по заключению прямых договоров продолжается. Гадалин уверяет, что суммы платы за отопление и горячее водоснабжение будут те же, но они будут выставлены отдельной квитанцией.
«Приволжский ПЖРТ» задолжал «ПТС» десятки миллионов рублей, сейчас компании выясняют отношения в судах. «Я допускаю, что перевод домов на непосредственное управление сделан для того, чтобы избежать роста претензий с нашей стороны в дальнейшем», - отметил Андрей Гадалин.
Бегство от проблем
Председатель комиссии по местному самоуправлению, строительству и ЖКХ Общественной палаты Самарской области Виктор Часовских отмечает, что налицо процесс реорганизации управляющих компаний в обслуживающие организации, что дает им массу преимуществ. «У обслуживающих организаций меньше проблем - они отвечают только за дом. А управляющая компания отвечает практически за все: за обслуживание общего имущества, предоставление коммунальных услуг, организацию перерасчета и прочее.
Обслуживающие организации также освобождены от налога на добавленную стоимость. Кроме того, на них не распространяется действие 731-го постановления, регламентирующего стандарты раскрытия информации о деятельности управляющей компании», - заявил Часовских. «Такая «перезагрузка» чревата тем, что за огрехи в работе не с кого будет спросить. Правда, этой ситуации можно избежать, если перед подписанием договора внимательно его прочитать и внести поправки, отстаивающие интересы жителей. Лоббировать интересы жителей должны советы многоквартирных домов и составлять договор так, чтобы обслуживающая организация несла ответственность за свою работу», - считает эксперт.
Смотрите также:
- Самарские коммунальщики пытаются избавиться от обязательств перед жильцами →
- Снова мошенники. Самарцы получили двойные квитанции →
- Что делать, если пришла вторая платежка →