"Алименты" пансионату

   
   

Страшно представить, что творится на душе у беспомощных стариков, когда они впервые переступают порог "казённого" дома под "конвоем" дочери или сына.

Главная боль - они не нужны детям. Но старики держатся, жалеют не себя, а неблагодарных чад. Ещё и утешают, мол, в пансионате для ветеранов им будет не хуже, чем дома. Хотя знают - даже устроенный быт семью не заменит.

Наплыв родни за пенсией

Впрочем, семьи-то у них по сути нет. "Отказных" стариков очень редко навещают родственники, "потому что соскучились". Наплыв родни, как правило, приходится на день выплаты пенсий. Обитатели пансионатов чаще добровольно, а порой и вынужденно отдают долгожданным отпрыскам пенсионные рубли. Великодушно оправдывая цинизм взрослых деток: мы, дескать, тут на всём готовом, а им - помощь.

Однако на минувшей неделе губернский кабинет министров утвердил новый порядок оплаты содержания обитателей пансионатов для ветеранов и инвалидов. Он предусматривает денежное участие близких родственников.

Вспомнить о долге

Часть трат на проживание, уход и питание стариков и инвалидов должны оплатить члены их семьи. Эта плата - своего рода алименты с людей, по каким-то причинам переложившим заботу о близких на плечи государства. Обязанность заботиться о родственниках узаконена Семейный кодексом. Губернская власть её лишь конкретизировала. По словам замминистра областного минздравсоцразвития Евгения Ханжина, предлагая это нововведение, его ведомство учитывало не только материальную, но и моральную сторону проблемы. Полагая, что такая мера усилит контроль со стороны родни за качеством услуг в пансионатах, а у подопечных сохранит ощущение семейной заботы.

До сих пор содержание и уход за стариками в пансионатах для ветеранов финансировались из областного бюджета и ежемесячной платы самих подопечных, составляющей не более 75% их пенсии. В среднем это 2066 руб. с человека в месяц. Реально на содержание одного человека в социальном пансионате уходит 11740 рублей. Без расходов на капремонт зданий и покупку оборудования. В то же время у многих подопечных есть родня. Далеко не все семьи, сдавшие близких в дома призрения, живут в нищете. Поэтому справедливо, что дефицит родственных чувств и ответственности они восполнят деньгами.

Размер платы не превысит 50% разницы между среднедушевым доходом и величиной прожиточного минимума. Обязанность вносить деньги подкрепят договором с родственниками при оформлении очередников в пансионат. Рассчитывать, что все его будут добросовестно исполнять, наивно. Достаточно вспомнить обратный процесс, как виртуозно уклоняются горе-родители от уплаты алиментов несовершеннолетним детям (мы писали об этом в прошлом номере "АиФ-Самара" в статье "Злостные алиментщики").

С неплательщиками, по словам Евгения Ханжина, будут разбираться через суд. А подопечные, на содержание которых не поступят "родственные" деньги, этого не почувствуют - недостающую сумму пансионату добавят из средств облбюджета.

Новая система коснётся только тех, кто сейчас ждёт очереди на переселение в дома ветеранов и инвалидов. Она начнёт действовать в июне, когда постановление облправительства вступит в силу. Для 5 тысяч нынешних жителей стационарных социальных учреждений всё останется без изменений. Закон обратной силы не имеет.

Смотрите также: