Художник и дизайнер Алёна Лочехина первой в Самаре обратила внимание на тех, о ком, казалось, забыли все: она начала навещать в пансионатах и больницах престарелых одиноких бабушек и дедушек. Разговаривать, слушать. Привозить мелочи: игрушку, книжку, тёплые носки… А иногда и более прозаичные вещи - таблетки, памперсы. Затем к Алёне присоединились другие неравнодушные. Вместе они создали самарское отделение всероссийского добровольческого движения «Старость в радость».
Звучит издевательски
АиФ-Самара: Что вас, художника и дизайнера, заставило приезжать в пансионаты для пожилых людей, привозить подарки и устраивать мини-концерты?
Алёна Лочехина: Если бы пять лет назад кто-то сказал, что я буду этим заниматься, сильно удивилась бы. Я даже не знала о существовании домов престарелых! Получилось всё случайно: искала в интернете материалы о VIP-пансионатах в Европе, наткнулась на сайт «Старость в радость», где была информация об обычных домах престарелых, и не в Европе, а у нас. С двухдневного душещипательного чтения сайта всё и началось.
- Движение называется «Старость в радость». Раз возникла необходимость в такой помощи пожилым, значит, для многих она не в радость? Почему?
- Это название было придумано москвичами задолго до того, как Самара присоединилась к движению. Мне оно вообще не нравится. В нашей стране «старость в радость» звучит… несколько издевательски. Чем можно измерить духовный уровень общества? Отношением людей к старикам, к тем, кто слаб и беззащитен, как дети, но с кем уже не так интересно возиться. И не секрет, что в социальном, моральном и духовном плане по отношению к старикам наше общество не на высоте. На пенсию прожить сложно, а иногда и нереально. Бороться же за свои права, субсидии, льготы - и у молодого здоровья не хватит. У нас под опекой всего восемь пансионатов. Ещё как минимум 10-12 обделены нашим вниманием. Не хватает волонтёров, транспорта и материальных средств. Наверное, не хватает и рекламы, но заниматься ею просто некогда.
До Европы далеко
- Какой самый необычный подарок попросили ваши подопечные?
- Поначалу они смущались и говорили - мол, ничего нам не надо, лишь бы вы приезжали почаще. Теперь уже озвучивают свои просьбы. Наверное, необычными подарками можно считать баян, гитары-семиструнки. Один дед просил попугайчиков. Удивляют и радуют пожелания привезти книги Шекспира, Симонова, Блока, Есенина. Все просьбы мы выполняем с помощью неравнодушных самарцев.
- Хватает ли, на ваш взгляд, домам престарелых заботы государства?
- Состояние самарских пансионатов лучше, чем во многих других регионах России. Но до Европы, мягко говоря, далековато. В плане организации процессов, решений внутреннего пространства, технических удобств и способов разнообразия жизни постояльцев хорошо бы нам брать пример с Франции и Германии. В европейских пансионатах на одного проживающего приходится три-четыре человека персонала, не считая приходящих психологов и людей, которые проводят мастер-классы для пожилых. А нашим старикам больше всего не хватает внимания. Какими бы чудесными ни были санитарки, медсёстры, культорги - объективно им не может хватать времени посидеть с каждым, выслушать, подержать за руку, обнять.
Роднее кровных
- Эту обязанность взяли на себя волонтёры?
- У нас появились «внуки по переписке». Дело в том, что визиты, концерты, подарки, сладости - это, конечно, здорово. Но мы приезжаем (постоянно меняющимся составом) ко всем. А некоторым не хватает индивидуального, личного общения. Для таких подбираем «внуков». Из 360 наших подопечных дистанционные внуки есть у 68. Я, как координатор проекта, подхожу к подбору серьёзно. Человек, который решается стать дистанционным внуком, должен отчётливо представлять, какую он берет на себя ответственность! Обязательства придётся выполнять регулярно и неукоснительно, при этом быть готовым к тому, что «абонент не отвечает или временно не доступен» - не часто старички пишут в ответ. Приходится писать как бы в пустоту. И только от своего координатора можно узнать, что письма и подарки доходят, что бабуля ваша радуется им и очень ждёт, хвастается вашими фотографиями перед соседками и передает вам привет и спасибо. Психологи пансионатов говорят, что появление таких внуков иногда кардинально меняет отношение стариков к самим себе и к жизни. Трогательных примеров много. Меня даже удивляет, насколько интуитивно точно некоторые «внуки» выбирают бабушку или деда на переписку! Устанавливаются поистине родственные отношения. Была у нас подопечная, царствие ей небесное, баба Шура - «внучка» трижды приезжала к ней из Бельгии. Совсем недавно умерла бабушка, которая жутко мучилась из-за онкологии последний год, но с нами говорила не о боли и близости смерти, а о «своей» Оленьке, её муже, детках, домашнем кролике…
- Почему же свои дети и внуки не находят времени для стариков?
- Не суди, да не судим будешь... Не только дети отказываются от родителей. Среди наших подопечных есть и такие, которые отказались от своих (вполне нормальных) детей или, уйдя из семьи, бросили их давным-давно. Только 50% проживающих в пансионатах одиноки. Здесь и «проблема отцов и детей», и безответственное отношение как тех, так и других, и такие банальные причины, как пьянство и наркомания.
- Наверное, не только одиночество - причина проблем? Наши читатели, даже имеющие детей и внуков, тоже нередко становятся жертвами безразличия или откровенного обмана.
- Мы сталкивались и с домашними издевательствами, и с безответственным отношением - детей, соцслужб, окружающих людей. Но, наверное, самая впечатляющая история даже не про умирание с голоду на нищенской пенсии, а про то, как бабушку в Красноярске обманным путем лишили жилья. На время «ремонта» повезли в Самару на Волгу «отдохнуть». Провожатый растворился по пути, а бабушка больше месяца жила в теплосети около нашего железнодорожного вокзала. Подкармливали её добрые люди. А в какой-то день нашли её избитую и ограбленную. Доставили в отделение сестринского ухода. После лечения начался бесконечный процесс восстановления документов и оформления в пансионат.
- Ну и стандартный вопрос: что пожелаете самарским пенсионерам в День пожилого человека?
- Бодрости духа и побольше хороших, отзывчивых людей вокруг - чтобы старость действительно была в радость, как законный отдых после трудовой жизни.