Самара, 20 ноября - АиФ-Самара. Участники круглого стола, организованного комиссией Общественной палаты Самарской области по местному самоуправлению, строительству, ЖКХ, обсудили различные аспекты работы с должниками за жилищно-коммунальные услуги, сообщает сайт регионального правительства.
Методы работы с неплательщиками во всех муниципальных образованиях Самарской области примерно одинаковые. Органы местного самоуправления ведут разъяснительную работу с жильцами, действуя как самостоятельно, так и с привлечением актива советов многоквартирных домов, старших по дому. Управляющие компании практикуют «цветные квитанции» для неплательщиков. Списки злостных неплательщиков вывешиваются на дверях подъездов, а в Отрадном, ежеквартально публикуются и в местных СМИ.
Самым эффективным способом влияния на неплательщика является введение ограничений в поставке ресурсов, однако рамки закона серьезно ограничивают возможность подобного воздействия. Действуя в рамках правового поля, можно лишить должника услуг по водоотведению, горячему водоснабжению, энергоснабжению. Но на деле ограничить поставку первых двух видов коммунальных услуг часто не представляется возможным в силу технических причин, конструктивных особенностей многоквартирных домов. Что же касается энергоснабжения, то эту услугу население оплачивает поставщикам напрямую, и, к слову, оплачивает гораздо более дисциплинированно.
По мнению заместителя председателя профильной комиссии Общественной палаты Дмитрия Камынина, это свидетельствует о том, что «первой и основной причиной» неплатежей является низкое качество предоставления услуг управляющими организациями. Другие причины стоит изучать и анализировать: одно дело, когда семья попала в трудную жизненную ситуацию, совсем иное – когда достаточно состоятельный собственник не платит «из принципа». «Надо не допускать, чтобы долг зашкаливал за пределы возможностей человека: необходимо начинать работу с неплательщикам, когда долг еще не слишком велик. Причем действовать не только «методом кнута», – отметил также Дмитрий Камынин.
Пока же именно такой метод преобладает в арсенале и органов местного самоуправления, и управляющих организаций. В начале декабря пени за просрочку платежей за ЖКУ будут начисляться в обязательном порядке.
Ещё одна мера воздействия на злостных неплательщиков – выселение. «Причем эта мера должна быть законодательно распространена и на собственников: продавать квартиру, покупать меньшую по площади», – уверен член комиссии Константин Ушамирский.
Ведётся и претензионно-исковая работа. Задолженность взыскивается по решению суда, который чаще всего обязывает нерадивых собственников и нанимателей оплатить имеющийся долг. И здесь в дело вступают судебные приставы. Но закон серьезно ограничивает их возможности. Не надеясь на судебных приставов, некоторые управляющие компании пробуют сотрудничать с коллекторскими агентствами. Такой опыт есть в Новокуйбышевске.
На круглом столе прозвучали предложения: вернуть в список обязательных документов при совершении каких-либо сделок с недвижимостью справку об отсутствии задолженности за ЖКУ, сообщать о наличии задолженности работодателям должников, а чтобы избежать потерю денег где-то на полпути между конечным потребителем и ресурсоснабжающей организацией перейти на прямые платежи.