По данным Ростехнадзора, в 2020 году в пассажирских лифтах произошло 5 аварий: два пассажира погибло, три человека результате которых 2 пассажира погибли, 3 человека получили травмы. На 2021 год Минстрой России насчитал около 527 тысяч пассажирских лифтов, почти 100 тысяч лифтов нужно менять.
По подсчетам чиновников мэрии Самары, более 3200 лифтов в домах областной столицы отработали свой нормативный срок эксплуатации в 25 лет и требуют замены. Как решить проблему? Разбираемся вместе с нашими экспертами.
Каждый день - как в фильме ужасов
Жительница Самары Раиса Андреева рассказала, что в их 12-этажном многоквартирном доме, расположенном на улице Советской Армии, оба лифта работают с перебоями.
«Нашему дому больше 27 лет. Часто в нашем районе можно заметить сотрудников аварийной службы: лифты отказывают, и их пассажиры оказываются взаперти. Я живу на 10-м этаже, и каждая поездка на лифте для меня стресс», - переживает самарчанка.
По её словам, в прошлом году в лифтах сделали ремонт. Поменяли кнопки, покрасили кабину, однако «начинка» внутри осталась прежней. Сначала жильцы обрадовались, а когда разобрались в чём дело, испытали разочарование от такого подхода.
Председатель ТОС 13-го микрорайона Елена Дернова отмечает, что лифты в Самаре - это аттракцион не для слабонервных.
«В доме на улице Димитрова, 20 пол в лифте ходит ходуном. Наступать страшно. Так, естественно, быть не должно. Чего ждем? Чтобы кто-то улетел в шахту? - интересуется руководитель ТОС. - Во многих лифтах механизмы при поднятии скрипят, а должны работать бесшумно. Естественно, что инфраструктура сильно изношена. Ждём, когда городские власти начнут комплексно решать эту проблему».
Миссия невыполнима?
На днях в администрации Самары сообщили о решении внести изменения в трехлетнюю городскую программу развитие лифтового хозяйства.
По подсчетам городских властей, в многоквартирных домах города 3215 лифтов отработали свой нормативный срок эксплуатации в 25 лет и требуют замены. При этом в городе всего 6901 лифтов.
Руководитель общественной организации «ЖКХ-Контроль» Виктор Часовских отмечает, что лифт - самое дорогое общедомовое имущество.
«Существуют три возможности заменить лифт: за счёт ФКР в рамках исполнения программы по замене лифтов, за счёт муниципалитета и за счёт областной госпрограммы - сегодня она выполняется, но недостаточно. В этом году на нее было заложено порядка 100 млн рублей, - поясняет эксперт. - На мой взгляд, нужна федеральная программа замены лифтов. Нужно менять подход - стоимость одного лифта вместе с установкой порядка 2 млн рублей. Поэтому 100 миллионов в год - это капля в море».
По словам общественника, решить эту проблему в таком крупном городе, как Самара, и заменить более 3200 лифтов только за счет регионального бюджета - невыполнимая миссия.
«Мы поднимали этот вопрос на федеральном уровне, потому что такая проблема не только в нашем регионе. К примеру, в соседней Ульяновской области ситуация еще серьезней, как и в Пензе. Однозначно муниципалитет, да и регион, самостоятельно проблему не решит, средств недостаточно», - подчеркивает Виктор Часовских.