Примерное время чтения: 6 минут
205

Переход на «цифру» неизбежен. С 2022 года ФСС полностью меняет свою работу

Светлана Маковеева / Комсомольская правда Самара

Самарцам рассказали, как с нового года оформить электронный больничный и пособия. Готова ли система к переходу на цифровой документооборот? Какие электронные сервисы ФСС упростят жизнь жителям региона?

Цифровая трансформация в действии

Управляющий отделением Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Елена Кривошеева отмечает, что за последние два года в работу ведомства были внесены существенные коррективы. Во время пандемии дистанционная работа социальной сферы как никогда актуальна.

 «Цифровизация плотно вошла в жизнь каждого из нас и зарекомендовала себя как удобный способ не только получения различного рода услуг, но и процесса отслеживания их оказания. Фонд социального страхования в этом плане шагнул далеко вперед. С началом реализации таких проектов, как прямые выплаты и электронный листок нетрудоспособности, у получателей пособия и работодателей появилась возможность следить за всем процессом. Все абсолютно прозрачно: как гражданин, так и работодатель могут отслеживать происходящие процессы и следить, в том числе, за сроками назначения тех или иных видов пособий», - отметила руководитель ведомства.

Прогресс на лицо

Удобство электронного документооборота успели оценить работодатели. На сегодняшний день более 80% компаний региона готовы и имеют возможность работать с электронными листами нетрудоспособности, обмениваться с ФСС информацией в электронном виде.

Сами получатели пособий, конечно же, немного консервативней. Однако вовлеченность также заметна.

«Если сравнивать с доковидным периодом 2019 года, то в 2021 году процент граждан, которые используют электронные сервисы выросло почти в 1,5 раза, - отметила Елена Кривошеева, -Так в Самарской области по состоянию на 1 октября 2021 года 1 млн 200 человек, которые зарегистрированы в системе ФСС, и примерно 26, 3% - более 315 тыс. человек в этом году предъявляли к оплате листки нетрудоспособности, оформленные в электронном виде. Для сравнения, в 2019 году таких обращений было порядка 16% от числа зарегистрированных».

Руководитель ведомства рассказала, с какими изменениями столкнуться все граждане с будущего года. Вместо бумажного листка нетрудоспособности теперь будет оформляться только электронный листок.

Теперь не нужно предоставлять в бухгалтерию выписки, распечатки. Человеку достаточно назвать номер электронного листа нетрудоспособности, оформленного в больнице, чтобы запустить процесс взаимодействия работодателя и ФСС для назначения выплаты пособий. Участие самого гражданина в хлопотах по его оформлению будет сведено к минимуму. Со стороны работника по данной системе потребуется всего лишь контроль за своими персональными данными - паспортными данными и реквизитами, необходимыми для получения пособия.

Вся информация будет стекаться в фонд только в электронном виде. Далее по системе СЭДО (система социального электронного документооборота) поступит работодателю. Документы защищены ЭЦП.

Ведущий эксперт СКБ Контур Елена Кулакова отметила, что разработчики системы изучили все документы спецификации, которые будут направляться из фонда в компании, часть из них будет доработано к началу следующего года. Кроме того, доработки коснуться и интерфейса, чтобы он был максимально дружественным и понятным для страхователей.

С нового года изменятся и сроки подачи информации в ФСС. Если ранее у работодателя было на это пять рабочих дней, то с 2022 года только три.

Руководитель Департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства Федерации профсоюзов Самарской области Любовь Черний рассказала, насколько такой подход упрощает процесс:

«Это достойная альтернатива бумажным больничным листам. В первую очередь, это снижает бумажный документооборот. Единственные возражения со стороны жителей - это то, что при посещении поликлиники нужны письменные согласия на оформление электронного больничного листа и СНИЛС. Зато преимущества в том, что применение электронного листка нетрудоспособности упрощает работу и врачам, и работодателям, и фонду, и работникам. Кроме того, прозрачность исключает появление мнимых больных и больничных листов».

Людям с ОВЗ повысят качество жизни

За техническими средствами реабилитации в ФСС ежегодно обращается более 25 тыс. жителей региона. Для них также продумали удобные цифровые сервисы для подачи заявления на получение средств технической реабилитации.

Начальник отдела обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Игорь Щербаков рассказал, что в этом году объем финансирования данного направления - 1 млрд 2 млн рублей.

«У нас много льготников и людей пожилого возраста, которые не умеют пользоваться компьютером. Для них привлекли волонтеров всероссийского проекта «Мы ВМЕСТЕ». Они доставляли на дом готовый бланк, где нужно было сверить персональные данные и поставить подпись. Вся процедура занимала не более 10 минут. Особенно это актуально для жителей отдаленных районов», - отметил Игорь Щербаков.

Справка АиФ
С 2019 года подать заявление тем, кто нуждается в средствах технической реабилитации можно четырьмя способами: - через портал Госуслуг - при личном обращении в ФСС - через волонтёра - при личном обращении в МФЦ

Также для удобства людей с ограниченными возможностями здоровья работает приложение «Социальный навигатор» - это набор мобильных сервисов, позволяющий социальному клиенту получить необходимую информацию в простом и понятном виде. Авторизация в приложении проходит через портал Госуслуг.

Кроме того, с этого года технические средства реабилитации людям с инвалидностью можно получить с помощью электронного сертификата -  нового платежного инструмента, позволяющего получать господдержку. Уже более тысячи ТСР можно самостоятельно подобрать и приобрести по данной опции. Отныне при покупке средств реабилитации за свой счёт человеку с ОВЗ не надо предоставлять оригиналы чеков в фонд на получение компенсации. Достаточно отправить их фото или скан-копию.

Специалист регионального отделения Всероссийской организация родителей детей-инвалидов общества (ВОРДИ) Светлана Возная рассказала, что большинство родителей приобщились к электронным сервисам, представленным в регионе, и оценили их удобство.

«Единственный момент, все электронные сервисы требуют подтвержденную учетную запись на Госуслугах. Если ребенок младше 14 лет, он не может подтвердить свою запись, так как не имеет паспорта. Но выход есть, подать заявление с учётной записи родителей», - подчеркнула Светлана Возная.

С заботой о здоровье

С 1 января направление из всех организаций должны поступать в ведомство только в электронном виде, также в цифровом формате будет проходить обмен данными между ведомствами, в том числе и с ФСС.

Главный эксперт по медико-социальной экспертизе ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России Константин Борисов рассказал, что ведомство около 1,5 лет работает в режиме заочного освидетельствования.

«Это значит, что больные, инвалиды и пострадавшие очно не появляются. Документы в электронном виде поступают либо из медицинской организации, либо из центров социального страхования, либо, если медицинская организация отказывает больному в направлении на МСЭ, гражданин может самостоятельно отправить справку на сайт или на электронную почту. Если гражданин не согласен с первичным решением бюро, он имеет право в 30-дневный срок обжаловать это решение. Эта процедура может проходить очно», - отметил главный эксперт по медико-социальной экспертизе.

Справка АиФ
Куда обратиться за электронным сертификатом? 1.Дистанционно через портал Госуслуги Необходимые документы: • заявление • реквизиты карты МИР 2. Очно в МФЦ или в региональных отделениях ФСС Необходимые документы: • заявление • документ, удостоверяющий личность • реквизиты карты МИР

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
АиФ-Опрос

Покупает ли вы алкогольные напитки на розлив?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах