Многие крупные промышленные предприятия готовят специалистов «под себя» загодя. Чаще всего будущих работников ищут на профильных факультетах вузов и сузов. Но более эффективно для подготовки кадров создавать специальные школы.
Эффективное партнерство
Яркий пример такой организации – открывшаяся в 2023 году в ТГУ передовая инженерная школа «ГибридТех» («Гибридные и комбинированные технологии»). ПИШ создавался в рамках федерального проекта «Передовые инженерные школы» при участии Министерства науки и высшего образования и поддержке Правительства РФ совместно с высокотехнологичными компаниями. АВТОВАЗ – генеральный партнёр ПИШ. Он взял на себя обязательства по софинансированию школы в объёме 1,383 млрд рублей с 2024 по 2030 годы. Завод участвует в проекте для обеспечения притока молодых кадров в свой инженерный центр и другие подразделения. И не просто кадров, а людей, подготовленных к работе в машиностроении и нацеленных на карьерный рост на предприятии.
Координационный совет школы возглавляют два сопредседателя: исполнительный вице-президент по техническому развитию и стратегии АО «АВТОВАЗ» Евгений Шмелев и ректор ТГУ Михаил Криштал. На 2024 год был разработан совместный план мероприятий и начата подготовка квалифицированных специалистов для завода, предусматривающая проектную деятельность студентов, практику, стажировку, возможность трудоустройства на предприятие не только выпускников университета, но и студентов.
Из ПИШ в молодые специалисты
К молодым специалистам на заводе всегда относятся с особым вниманием. Студентам, совмещающим работу с учебой, положены различные бонусы. Система адаптации на предприятии позволяет быстрее освоить профессию и более осознанно подойти к выстраиванию карьеры. В 2024 году предприятие улучшило действующий порядок наставничества.
Студенты ТГУ регулярно принимают участие в образовательных конкурсах и других его активностях.
«Задача ПИШ - готовить студентов, которые максимально адаптированы к условиям производства, - подчеркнул главный конструктор - директор по инжинирингу продукта АО «АВТОВАЗ», научный руководитель ПИШ Сергей Аманов. - Проектная вовлечённость с первых дней позволяет студентам приблизиться к реальным условиям производства и понять его потребности».
Стать частью команды автогиганта студенты могут прямо сейчас. После окончания учебы они будут не просто опытными специалистами, досконально знающими оборудование, а теми, кто внесет вклад в развитие автомобильной отрасли страны и доказательством эффективного и взаимовыгодного партнерства завода и ПИШ.
Первые плоды сотрудничества
В августе первая партия продукции «ГибридТеха» уже была поставлена на завод. По заказу автопредприятия модернизировано пять автоматических линий ультразвуковой сварки деталей обивки дверей и панели приборов автомобиля LADA Vesta. Это стало результатом непосредственного участия предприятия в создании и финансировании школы, чья деятельность направлена на внедрение передовых инженерных решений в автомобилестроении.
«Основная цель – повышение производительности линии и обеспечение её стабильной работы в массовом производстве при трёхсменном режиме работы, – поясняет Александр Селиванов, руководитель ПИШ «ГибридТех», директор института машиностроения ТГУ. – В общей сложности во всех линиях было установлено 60 ультразвуковых генераторов и 223 ультразвуковые головки для сварки. При этом 80% комплектующих – отечественного производства. Проект был реализован в очень сжатые сроки – восемь месяцев с момента получения ТГУ номинации, а модернизация всех пяти линий была выполнена в течение трёх недель. После модернизации удалось добиться повышения производительности более чем в полтора раза».
В проекте участвуют студенты вуза с первого по четвертый курсы.