Во вторник, 28 августа, в образовательном центре Южного города прошла стратегическая сессия «Лучшее – детям». Участвовавшая в сессии замминистра просвещения РФ Ирина Потехина во время своего выступления подчеркнула, что Самарская область уже на протяжении многих лет демонстрирует творческий и передовой подход к развитию образования.
«И сегодняшняя стратегическая сессия – еще одно тому подтверждение. Вы всегда умели не только находить нестандартные решения сложных проблем, но, что особенно приятно, вы всегда делитесь с другими регионами своим опытом. Спасибо вам за это большое!» - сразу отметила Ирина Потехина.
В продолжение она подчеркнула, что сегодня перед системой образования стоят невероятно сложные задачи, и они касаются не только инфраструктуры: «Мы привыкли, что всегда наши проблемы – это проблемы материальные. Но сегодня акцент в образовании смещается в сторону содержания. И мне кажется, не ошибусь, если скажу, что система образования никогда не находилась в такой сложной ситуации, как сейчас. Во-первых, впервые в истории наши дети знают про новейшие технологии больше, чем мы. Наши дети умеют общаться с социальными сетями и Интернетом совершенно виртуозно, мы можем только позавидовать. Мы впервые с вами имеем дело с первым поколением детей, рожденным в эпоху Интернета. Они просто не знают, что такое жить без него. Говорят, что технология, которая появилась до твоего рождения, – это не технология. Никто же из нас электричество технологией не считает. Точно так же наши дети не считают технологией интернет: для них это данность. Но, поскольку дети легко ориентируются в информации, педагог перестал быть для них единственным ее источником. Роль педагога меняется. Какой она должна быть? Кем мы должны быть для сегодняшних учеников? Это очень трудный вопрос, на который мы все вместе ищем сегодня ответ».
По её мнению, одной из важнейших задач, стоящих перед педагогами и родителями в настоящее время, является их защита от деструктивного влияния негативной информации, которая доступна для них в Интернете.
«Самый трудный вызов, который стоит перед системой образования, – это рынки труда, на которых происходят колоссальные изменения. Каждый год среднее образование выпускает на рынок чуть меньше 1,5 млн. детей. И все они должны найти на этом рынке свое место, все должны стать успешными – неважно, в какой отрасли», - сказала Ирина Потехина и пояснила, что рынок меняется с такой скоростью, что тех навыков, которые на протяжении столетий давались детям, уже недостаточно.
«Дети должны учиться сами ставить себе задачу, учиться работать в команде. Одних академических знаний для того, чтобы стать успешными, сегодня не хватает. И я думаю, что Самарская область понимает это, как никакая другая. Вы – очень активный регион, экономически мощный, с огромным количеством разных индустрий, которые постоянно нуждаются в притоке новых кадров. То есть мы должны, с одной стороны, дать возможность ребенку стать успешным, а с другой – подготовить подходящие эффективные кадры для экономики. Это тоже очень тяжелая задача, с которой нам всем приходится справляться. И поэтому можно сказать, что сегодня изменения в образовании становятся фактором успешности не только конкретного человека, но и государства. Если мы подготовим детей правильно, мы выиграем все вместе», - убеждена Ирина Потехина.
Именно поэтому особую актуальность в настоящее время имеет реализация национального проекта «Образование». Его основной задачей является вхождение российской системы образования в десятку лучших образовательных систем мира.
Нацпроект базируется на трех составляющих: инфраструктура, содержание и кадры. В него включены такие ключевые проекты, как «Современная школа», «Молодые профессионалы», «Учитель будущего», «Цифровая образовательная среда», «Успех каждого ребенка», «Билет в будущее» и другие.
В продолжение Ирина Потехина дала высокую оценку тому, что в Самарской области работа с талантливыми детьми начинается с очень юных лет:«Это не очень типичная история, когда работа с талантами, как у вас, начинается с дошкольных образовательных организаций, где почти треть детей вовлечена в исследовательские проекты. Уже сам факт, что у нас дошколята понимают, что такое проектная деятельность и исследования, о многом говорит. Опять же, у нас есть масса территорий, где пока нет ни одного кванториума. У вас их уже два. И я вот только что перед тем, как зайти в школу, видела проекты ребят, которые по-настоящему впечатляют: в 10-12 лет ребята делают уже настоящие большие работы. И, насколько я знаю, у вас есть большие планы по тому, чтобы мини-кванториумы образовывались практически в каждой школе»
В завершение она предложила педагогам Самарской области поучаствовать во всероссийских открытых уроках:«Я призываю вас присоединяться к отрытым урокам и участвовать в проекте «Проектория» с авторскими уроками, потому что у вас, совершенно точно, есть педагоги, которые должны стать звездами Интернета. Давайте откроем фабрику звезд для педагогов».
Своими впечатлениями от мероприятия поделилась и замдиректора тольяттинской автономной некоммерческой организации дошкольного образования «Планета детства «Лада» Наталья Матуняк.
«Очень отрадно, что Самарская область перешла к такому формату взаимодействия педагогов. На региональном уровне мы должны понимать, что у нас есть свое лицо, свои задачи, не всегда схожие с задачами федерального центра. У нас есть определенная специфика – места проживания, родителей, подрастающего поколения», - сказала она.
Наталья Матуняк отметила, что на сессии были представлены все уровни образования. Это позволяет лучше понять роль каждого уровня в общей системе.
«Очень хорошо, что этот форум проходит перед нашими педагогическими советами. Это позволяет нам четко выстроить стратегию и, возможно, где-то скорректировать свои планы», - добавила Наталья Матуняк.
Директор ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО» Татьяна Волосовец, которая вела одну из секций, в своем выступлении она говорила о программе «Десятилетие детства», а также о дошкольном образовании и, в частности, об образовании для детей до трёх лет.
«В советских садах всегда было несколько ясельных групп, потому что детей в садик отдавали рано: родители работали. В постсоветский период система потихоньку разрушалась, ясельные группы закрывались, а женщинам разрешили сидеть с детьми до трех лет», - напомнила Татьяна Волосовец и добавила, что сейчас, когда начали возвращать ясельные группы, выяснилось, что воспитателей, умеющих работать с детьми этого возраста, уже не осталось, и теперь необходимо вновь обучать этому молодых педагогов.
«На организацию ясельных групп в детских садах в этом и в следующем году выделяется по 24,5 млрд. рублей. Но мало построить здания, если мы не подготовим для этих групп воспитателей», - подчеркнулаТатьяна Волосовец.
В своем выступлении она заметила, что новые подходы к детям необходимы также потому, что дети сейчас стали другими – они не такие, как 30 лет назад: «С точки зрения анатомии, они, конечно, те же. Но с точки зрения жизни ребенка в социуме все изменилось кардинально. И сегодня уже говорили, что наши дети живут в условиях Сети - это сетевое поколение, без Сети они уже не живут. А мы с ними по-прежнему пытаемся работать, как в досетевую эпоху. Это серьезный вызов для учителя».
Больше внимания, по ее словам, также необходимо уделять сбережению здоровья детей в школе, профилактике так называемых школьных болезней, связанных с органами зрения, опорно-двигательным аппаратом, желудочно-кишечным трактом.
"Нельзя не сказать о детях-инвалидах и детях с ограниченными возможностями здоровья. Целый раздел посвящен этому вопросу. И я должна сказать, что невозможно работать с детьми, не имея к тому специальных знаний, умений и навыков, компетенций. И поэтому поставлена задача повышения квалификации педагогических работников по вопросам работы с детьми с инвалидностью», - сказала Татьяна Волосовец, и добавила, что в 2018 году такие компетенции получили четыре тысячи педагогов, еще столько же получат в 2019 году.
«Я бы поставила задачу не четыре тысячи, а 40 тысяч, потому что все педагоги нуждаются в этой компетенции», - заметила она.
Также Татьяна Волосовец отдельно уделила внимание важности реализации национальных проектов «Образование» и «Демография».
«Мне кажутся очень важными проекты «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Новые возможности для каждого» и «Современные родители». И говоря, например, об успехе каждого ребенка, я не могу не сказать о том, что здесь на территории Самарской области разработана программа, которая сейчас востребована во многих детских садах нашей страны, – «Растим будущих инженеров». И сейчас, я знаю, уже 13 регионов взяли эту программу на вооружение. Это та программа, которая дает первые возможности разобраться в профессии совсем маленьким детям от 5 до 7 лет», - сказала Татьяна Волосовец.
В завершение она подчеркнула, что в Самарской области реализуется большое количество проектов и в дошкольном образовании, и в школе, и в вузах, и в системе среднего профессионального образования.
«Так что, мне кажется, было бы неплохо на стратегические сессии приглашать коллег из других регионов – поучиться и обменяться опытом», - подвела итог Татьяна Волосовец.
Напомним, в Самарской области в рамках работы над долгосрочной стратегией развития проводятся тематические сессии, каждая из которых посвящена определенным отраслям жизни региона: ЖКХ и благоустройство, кадровая политика, экономика, повышение уровня жизни малых городов и сельских территорий, развитие системы здравоохранения, а также образования.
К участию в каждой из них привлекается максимально широкий круг экспертов - от чиновников и экспертов федерального уровня до инициативных жителей региона. Во время работы каждой из сессий путем обсуждения и дискуссий вырабатываются конкретные предложения для включения в стратегию развития Самарской области. Инициатором такого формата работы над стратегией выступил глава региона Дмитрий Азаров.