90% гостей в Самарскую область приезжают по Волге. И альтернативного плана по привлечению гостей в регион пока нет. Причиной отмены круизов вверх по Волге уже второй год подряд становится мелководье на Городецких шлюзах (Нижегородская область), через которые проходят рейсы в Ярославль, Москву и Санкт-Петербург. Администрация внутренних водных путей Волжского бассейна ещё 15 мая издала приказ, запрещающий прохождение через шлюзы теплоходов с осадкой более 2,6 м. В основном речь идёт о комфортабельных четырёх- и трёхпалубных теплоходах. Это, например, «Семён Будённый», «Георгий Жуков», «Валерий Чкалов», «Хирург Разумовский». По всей видимости, к концу лета уровень воды в Волге упадёт ещё сильнее и ограничения вряд ли снимут. Всё это вынуждает туристические компании серьёзно корректировать планы навигации.
«В этом сезоне решили не ходить выше Нижнего Новгорода в периоды низкой воды. Отменили три рейса на теплоходе «Александр Невский» до Ярославля, Москвы и Санкт-Петербурга. Вместо этого пойдём на Каму до Березняков (город выше Перми) и вниз по Волге на Дон - до Астрахани и Ростова-на-Дону», - говорит региональный директор туристической компании «Инфо-флот» Оксана Орехова.
Её коллега директор туристической компании «Волга-Круиз» Ирина Котова рассказала корреспонденту, что все речные круизы были распроданы ещё осенью прошлого года.
«А этой весной, когда власти ввели ограничения, пришлось оповещать людей о сложившейся ситуации. Несмотря на то, что мы придумали схему, как сохранить круизы, люди пошли «в отказ». Мало кто захотел плыть до Нижнего Новгорода на одном теплоходе, затем ехать на автобусе до Городца и только там пересаживаться на другое судно. В итоге вместе с ушедшими клиентами потеряли порядка 40% прибыли», - делится она.
Впрочем, по словам коммерческого директора компании «Самараинтур» Михаила Сегала, всё не так страшно. Маловодье на Городецких шлюзах затрагивает в основном Москву, Санкт-Петербург и Нижний Новгород.
«Количество длинных маршрутов из Самары, которые проходят через эти шлюзы, незначительно. Наши туристы предпочитают рейсы в Казань или в Астрахань, поэтому особых сложностей нет. Хотя и у нас бывают в этом году проблемы с беспрецедентно низкой водой, но они достаточно быстро устраняются», - заключил он.
Теряем туристов
Впрочем, главная проблема, которую влечёт за собой мелководье, - спад туристических потоков в областной столице. По данным туроператоров, более 90% туристов приезжают к нам по реке из Москвы и Санкт-Петербурга. И зачастую это иностранцы. Интересно, что альтернативного плана по привлечению гостей в регион с сохранением круизных объёмов пока нет. В регионе нет единой туристической концепции. На протяжении двадцати лет чиновникам и бизнесменам было неинтересно заниматься долгосрочными проектами, окупаемость которых - дело не одного, не двух, а порой даже не десяти лет. Впрочем, в последние годы ситуация несколько сдвинулась с мёртвой точки.
«Альтернативой волжским круизам вполне могут быть и другие, не менее достойные туристические мероприятия. Например, сейчас мы развиваем такой проект, как «Уикэнд в Самарской области», по которому можно очень душевно провести время в регионе, оформив отель по дисконтной системе. Авиасообщение с Самарой обеспечивает семь компаний, по всем направлениям ездят поезда. Недавно у нас запустили дневной четырёхчасовой экспресс «Пенза-Самара». Мы позиционируем Самару не только как запасную столицу и один из красивейших исторических центров Поволжья, но и как пляжный город-курорт. Это может быть интересно всем, и не только жителям соседних регионов», - считает директор «Туристскoго информационного центра Самарской области» Ольга Шандуренко.
Впрочем, основные туристические надежды всё-таки возлагают на ЧМ-2018. По мнению экспертов, благодаря мундиалю туристический поток в Самару увеличится как минимум вдвое.
«Отмечу, что ежегодно Париж посещает 75 млн туристов, а Самару - 750 тысяч. Получается, что мы ровно в сто раз уступаем столице Франции. Я очень рассчитываю на то, что к дате проведения мундиаля к нам будет приезжать 1,5 млн человек ежегодно», - рассуждает самарский учёный, историк, экскурсовод Глеб Алексушин.
Стоит река Волга
Почему же всё-таки Волга мелеет? И как долго это будет продолжаться. В последние годы самарцы замечают, что Волга становится грязнее и местами заболачивается. «Мы с приятелем каждый год ходим на байдарках. В этом году заметили, что река за пределами фарватера - сплошная мель. Идёшь в 100 м от берега, а глубина не более метра», - рассказывает любитель дикого туризма Иван Кудров. Однако самое страшное, по его мнению, - это заболачивание.
«Там, где раньше был песчаный пляж, теперь илистый берег, растёт камыш, в котором живут цапли и утки. За какие-то 5-6 лет лет заросла ивняком знаменитая коса на острове Зелёненький. А остров с говорящим названием Голодный и вовсе почти превратился в лес. Что происходит?» - рассказывает о своих наблюдениях наш читатель.
Ответ дают экологи. Основная причина - загрязнение окружающей среды, которое, увеличиваясь с каждым годом, влияет и на климат. Ещё 15 лет назад учёные спрогнозировали, что в 2020 году температура будет подниматься до 50 градусов, увеличится количество засух. Сотрудник Института экологии Волжского бассейна (ИЭВБ) Эрланд Коломыц считает, что в центре Приволжской возвышенности (в верховьях реки Суры) степь подвинет леса. Полупустыни остановятся примерно на границе Оренбурга. Часть из 2600 рек и речушек, впадающих в Волгу, пересохнет. Обмеление грозит и экологической катастрофой. Сегодня Волгу можно назвать цепью сообщающихся водохранилищ, лишённой сильного течения. Великая русская река становится пристанищем для рыб, характерных для озер и прудов - сазана, карася, линя. А поголовье традиционных видов - судака, леща, щуки - стремительно сокращается.
К слову, два года назад Самару признали самым грязным городом в Приволжском федеральном округе. Реки и озера не стали исключением. Предприятия сбрасывают в природные водоемы десятки тонн отходов, которые оседают на дне реки в виде токсичного ила. И с годами ситуация не улучшается. По словам председателя областной Зелёной лиги Сергея Симака, на общий уровень загрязнения рек влияет незаконное строительство плотин - их у нас в области более сотни. Эколог уверен, что региону необходима большая комплексная экологическая программа, которую необходимо не только хорошо продумать, но и бесперебойно финансировать.