Кроме обмеления, о котором в последние годы говорят много, у Волги есть еще несколько проблем: остовы затонувших кораблей и чрезмерное увеличение популяции сине-зелёных водорослей. Сейчас решением этих проблем занимаются добровольцы. Что именно они делают и можно ли спасти реку, разбирался «АиФ-Самара».
На дне - катера и тракторы
К чистке дна приступила команда добровольцев из Федерации парусного флота Самарской области и бизнесмены.
«Оказывается, под водой у нас находится довольно большое количество затонувшей техники, недавно мы обнаружили на дне нашей матушки-Волги даже трактор «Беларусь», - рассказывает член Федерации, заместитель директора яхт-клуба «Волга» Олег Белкин.
Снарядив свою плавучую ремонтную платформу специализированным оборудованием, инженеры и дайверы в прошлом году добыли из-под толщи воды свой первый трофей - катер «Ленинградский» 1959 года выпуска, пролежавший на дне Волги более семи лет.
«Судно лежало в таком месте, к которому тяжёлая техника подойти не могла, - продолжает Белкин. - Подошли в высокую, спокойную воду, спустились, обследовали. Задраили все отверстия, какие могли, и потихоньку начали его раскачивать: он уже в ил врос. Раскачав, оторвали от дна, он всплыл. Поднимали около 20 часов. И как приз - в рубке корабля мы обнаружили щуку и рака».
Никто не знает точно, сколько судов и другой «антропогенки» находится в настоящее время в акватории Волги. И сколько времени понадобится, чтобы очистить от металлолома реку. Известно только, что объем средств, которые планируется направить на реализацию мероприятий федеральной программы «Оздоровление Волги» в период с 2019-го до конца 2024 года, составит 205,4 млрд рублей. По словам заместителя министра природных ресурсов и экологии РФ Сергея Ястребова, сейчас на дне Волги на судовом фарватере лежит 95 судов. Всего же, по разным оценкам, в Волжском бассейне находится от 2,5 тыс. затонувших объектов, включая нефтеналивные плавсредства.
Чтобы очистить Волгу от затонувших объектов, нужны не только большие средства, но и решение юридических проблем - поднимать корабли обязаны собственники. А владельцев не так просто найти. А вот доставать такие «мелочи», как катера, лодки, квадроциклы - всё, что массой менее 20 тонн, по силам волонтёрам и вполне законно. Поэтому, по словам Белкина, яхтсмены от экологического добровольчества отказываться не собираются.
Кстати, самарские дайверы находят в реке и старинные суда. В районе Молодецкого кургана на глубине 36 метров приборами было зафиксировано что-то похожее на старинный челн. А под Лысой горой покоится бурлацкая барка.
«И пусть специалисты говорят, то подъём и консервация деревянных судов может обойтись в миллионы рублей. Но эти расходы того стоят: если все поднятые корабли собрать в одном месте, например, в Ширяево, то такой музей привлечёт туристов со всего мира», - уверяет писатель и краевед Евгений Бажанов.
Бизнес тоже в деле
Тольяттинские бизнесмены создали технологию механического изъятия и переработки биомассы сине-зелёных водорослей для дальнейшего получения биотоплива и органических удобрений. Как подсчитали учёные Института экологии Волжского бассейна, во время цветения воды содержание биомассы достигает в пятнах цветения до16-36 г/л. В такие периоды возникает опасность замора рыб из-за отмирания и разложения органических остатков, снижения содержания кислорода в придонных слоях и появления сероводорода. При этом в одном кубическом метре воды содержится порядка 3,6 кг водорослей. Объём Куйбышевского водохранилища (Жигулёвского моря) примерно 5,5 - 6 миллионов кубометров. Таким образом, в результате цветения ежегодно образуются огромные запасы биомассы водорослей, которые негативно влияют не только на санитарное состояние воды, но и на здоровье человека. В то же время эти одноклеточные богаты энергией. Именно их доисторические предки и были источником образования углеводородов, используемых нынче для получения традиционного топлива. Тольяттинцы уже научились изготавливать из сине-зеленых водорослей удобрение.
Для получения одной тонны удобрений необходимо 650 кг биомассы. 650/3,6 = 217 куб. м воды. То есть для заправки реактора объёмом пять кубов надо процедить 1000 кубов воды в водохранилище. На это потребуется шесть-десять часов. Получают удобрение путём брожения водорослей в реакторах. В дальнейшем предполагается запуск биореактора для создания из биомассы альтернативного топлива. Производственники уже провели испытания своего сборочного комбайна и технологии переработки в небольших объёмах на акватории Волги. Нынешним летом планируется полномасштабное апробирование всей технологической цепи сбор-концентрация-транспортировка-переработка. Подготовлены мощности для переработки до пяти кубометров биомассы в сутки. Результаты опубликуют осенью. В любом случае использование водорослей в качестве источника энергии не только снижает биогенное загрязнение водоемов, дает альтернативный экологичный вид топлива, но и решает ещё одну проблему - снижает загрязнение атмосферы продуктами сгорания традиционных видов топлива. Ведь выработка энергии с помощью водорослей основана на эффекте нейтрализации углекислого газа, что в корне отличает этот способ от существующих традиционных методов, сопровождающихся лишь загрязнением окружающей среды этим газом.