Кроме обмеления, о котором в последние годы говорят много, у Волги есть еще несколько проблем: остовы затонувших кораблей и чрезмерное увеличение популяции сине-зелёных водорослей. Сейчас решением этих проблем занимаются добровольцы. Что именно они делают и можно ли спасти реку, разбирался «АиФ-Самара».
На дне - катера и тракторы
К чистке дна приступила команда добровольцев из Федерации парусного флота Самарской области и бизнесмены.
«Оказывается, под водой у нас находится довольно большое количество затонувшей техники, недавно мы обнаружили на дне нашей матушки-Волги даже трактор «Беларусь», - рассказывает член Федерации, заместитель директора яхт-клуба «Волга» Олег Белкин.
Снарядив свою плавучую ремонтную платформу специализированным оборудованием, инженеры и дайверы в прошлом году добыли из-под толщи воды свой первый трофей - катер «Ленинградский» 1959 года выпуска, пролежавший на дне Волги более семи лет.
«Судно лежало в таком месте, к которому тяжёлая техника подойти не могла, - продолжает Белкин. - Подошли в высокую, спокойную воду, спустились, обследовали. Задраили все отверстия, какие могли, и потихоньку начали его раскачивать: он уже в ил врос. Раскачав, оторвали от дна, он всплыл. Поднимали около 20 часов. И как приз - в рубке корабля мы обнаружили щуку и рака».
Никто не знает точно, сколько судов и другой «антропогенки» находится в настоящее время в акватории Волги. И сколько времени понадобится, чтобы очистить от металлолома реку. Известно только, что объем средств, которые планируется направить на реализацию мероприятий федеральной программы «Оздоровление Волги» в период с 2019-го до конца 2024 года, составит 205,4 млрд рублей. По словам заместителя министра природных ресурсов и экологии РФ Сергея Ястребова, сейчас на дне Волги на судовом фарватере лежит 95 судов. Всего же, по разным оценкам, в Волжском бассейне находится от 2,5 тыс. затонувших объектов, включая нефтеналивные плавсредства.
Чтобы очистить Волгу от затонувших объектов, нужны не только большие средства, но и решение юридических проблем - поднимать корабли обязаны собственники. А владельцев не так просто найти. А вот доставать такие «мелочи», как катера, лодки, квадроциклы - всё, что массой менее 20 тонн, по силам волонтёрам и вполне законно. Поэтому, по словам Белкина, яхтсмены от экологического добровольчества отказываться не собираются.
Кстати, самарские дайверы находят в реке и старинные суда. В районе Молодецкого кургана на глубине 36 метров приборами было зафиксировано что-то похожее на старинный челн. А под Лысой горой покоится бурлацкая барка.
«И пусть специалисты говорят, то подъём и консервация деревянных судов может обойтись в миллионы рублей. Но эти расходы того стоят: если все поднятые корабли собрать в одном месте, например, в Ширяево, то такой музей привлечёт туристов со всего мира», - уверяет писатель и краевед Евгений Бажанов.
Бизнес тоже в деле
Тольяттинские бизнесмены создали технологию механического изъятия и переработки биомассы сине-зелёных водорослей для дальнейшего получения биотоплива и органических удобрений. Как подсчитали учёные Института экологии Волжского бассейна, во время цветения воды содержание биомассы достигает в пятнах цветения до16-36 г/л. В такие периоды возникает опасность замора рыб из-за отмирания и разложения органических остатков, снижения содержания кислорода в придонных слоях и появления сероводорода. При этом в одном кубическом метре воды содержится порядка 3,6 кг водорослей. Объём Куйбышевского водохранилища (Жигулёвского моря) примерно 5,5 - 6 миллионов кубометров. Таким образом, в результате цветения ежегодно образуются огромные запасы биомассы водорослей, которые негативно влияют не только на санитарное состояние воды, но и на здоровье человека. В то же время эти одноклеточные богаты энергией. Именно их доисторические предки и были источником образования углеводородов, используемых нынче для получения традиционного топлива. Тольяттинцы уже научились изготавливать из сине-зеленых водорослей удобрение.
Для получения одной тонны удобрений необходимо 650 кг биомассы. 650/3,6 = 217 куб. м воды. То есть для заправки реактора объёмом пять кубов надо процедить 1000 кубов воды в водохранилище. На это потребуется шесть-десять часов. Получают удобрение путём брожения водорослей в реакторах. В дальнейшем предполагается запуск биореактора для создания из биомассы альтернативного топлива. Производственники уже провели испытания своего сборочного комбайна и технологии переработки в небольших объёмах на акватории Волги. Нынешним летом планируется полномасштабное апробирование всей технологической цепи сбор-концентрация-транспортировка-переработка. Подготовлены мощности для переработки до пяти кубометров биомассы в сутки. Результаты опубликуют осенью. В любом случае использование водорослей в качестве источника энергии не только снижает биогенное загрязнение водоемов, дает альтернативный экологичный вид топлива, но и решает ещё одну проблему - снижает загрязнение атмосферы продуктами сгорания традиционных видов топлива. Ведь выработка энергии с помощью водорослей основана на эффекте нейтрализации углекислого газа, что в корне отличает этот способ от существующих традиционных методов, сопровождающихся лишь загрязнением окружающей среды этим газом.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть