Первый автомобиль ВАЗ-2101 в Тольятти был произведен 19 апреля 1970 года. Но днем рождения легендарной «копейки» многие считают 9 сентября. Из-за чего возник такой разброс в датах и как создавался первый советский народный автомобиль, разбирался корреспондент «АиФ-Самара».
Прародительница «гаражного досуга»
История вазовской «копейки» уходит корнями в 60-е годы прошлого столетия. Именно тогда промышленность СССР столкнулась с неразрешимой задачей – практически полное отсутствие легкового автопрома.
«Автомобили, которые выпускались в стране на тот момент, уже явно не могли удовлетворить растущий спрос на внутреннем рынке. Вариант с открытием внутреннего рынка для иностранных автопроизводителей президиумом ЦК не рассматривался как из-за идеологических, так и из-за экономических соображений», - рассказывает коллекционер автомобилей Сергей Кобзев.
Требования к новому народному автомобилю были сформированы достаточно быстро. Машина должна была быть недорогой, надежной и очень простой в эксплуатации.
«Эксплуатационный момент оказался очень важным. Дело в том, что на тот момент СССР практически не располагал станциями техобслуживания для физлиц. Сервисы и станции СТО были только в очень крупных городах. Предполагалось, что обслуживаться новая машина должна была силами самого автолюбителя. Именно вазовской «копейке» граждане СССР, а потом и России, обязаны появлением «гаражного досуга». До сих пор люди пенсионного и предпенсионного возраста собираются в гаражных массивах и занимаются самостоятельным ремонтом автомобилей. Сложилась своеобразная субкультура со своими неписаными правилами поведения и со своей иерархией», - рассказывает Кобзев.
После окончательного формирования требований стало очевидно, что собственного автомобиля, который отвечал бы всем требованиям, в стране просто нет, а на его разработку уйдут годы. Тогда и было принято решение заимствовать подходящую модель за рубежом.
Итальянский обман
Правительство СССР не стало выбирать новую машину среди аутсайдеров авторынка. За основу будущего народного автомобиля был взят FIАТ-124, который в 1966 на выставке в женевском дворце «Пал-Экспо» получил звание лучшего европейского автомобиля. В том же 1966 году между СССР и итальянским автоконцерном было заключено соглашение о совместном строительстве автозавода и разработке легкового автомобиля. Этот контракт обошелся советской стороне в 1,7 млрд долларов.
Эксперты не исключают, что именно это соглашение стало причиной столь значительного отставания отечественного автопрома от мировых тенденций.
«Дело в том, что советская делегация рассматривала два автомобиля - FIАТ-124 и FIАТ-123. FIАТ-123 имел передний привод и итальянские автопроизводители понимали, что за этим типом автомобилей будущее. Поэтому они убедили советскую делегацию сделать выбор в пользу машины с задним приводом, который к тому моменту уже начал устаревать. Существует легенда, что советская делегация сделала свой выбор исходя из цифр в марке автомобиля. Было принято решение, что модель FIАТ-124 является более современной и передовой, чем FIАТ-123. Как оказалось, даже советская элита ничего не смыслила в автомобилях», - говорит Кобзев.
Растиражированная ошибка
Завод в Тольятти строился ударными темпами. В 1970 году уже были готовы корпуса, начался монтаж конвейера, но в ход работ вмешалась генеральная линия партии. Было принято решение приурочить старт производства новых легковых автомобилей к какой-нибудь значимой дате из истории КПСС. Событие важное, поэтому решено было выбрать соответствующую рангу дату, которой стал день рождения Владимира Ленина. Но Ильича, как известно, угораздило родиться 22 апреля, а монтаж конвейерной линии был запланирован на лето. У руководства завода возникал резонный вопрос – что делать и как не ударить в грязь лицом? За срыв сроков можно было лишиться должности на новом заводе. Выход был найден. Машины были собраны на заводе вручную, без использования конвейера.
19 апреля тольяттинский автозавод сообщил о сборке первых шести автомобилей ВАЗ-2101. Именно этот день и считается официальным днем рождения «копейки». Машины были представлены публике, партийное руководство отрапортовало «наверх», что работы на заводе ведутся с опережением графика. И работы по монтажу оборудования продолжились дальше.
Розничные продажи «копейки» и ее серийное производство стартовали 18 августа 1970 года. Но пресса несколько запоздала с освещением столь важного события. 9 сентября 1970 года в газете «Правда» была опубликована статья «С конвейера Волжского автозавода сошли первые малолитражки». Далее эта ошибка неоднократно тиражировалась советскими СМИ, например, в 1974 году журнал «За рулем» опубликовал статью, где также утверждалось, что производство ВАЗ 2101 началось в сентябре 1970 года. Потом эта неточность попала во «всемирную паутину», и теперь «копейка» «отмечает» сразу три дня рождения. 19 апреля 1970 года – производство первых шести автомобилей и официальный день рождения машины, 18 августа 1970 года – начало серийного производства и розничных продаж, и 9 сентября 1970 года - дата, которая возникла из-за неточности в публикации советских газет.