https://zen.yandex.ru/id/5fa14a873aef727096147053
3083

Область эксперимента. Российское образование реформируют по примеру Самары

Эдуард Кудрявицкий / АиФ

В начале июля в Сочи состоялось всероссийское совещание руководителей органов государственной власти субъектов РФ под председательством главы Министерства образования и науки Ольги Васильевой. На совещание министр заявила о необходимости передачи школ от муниципальных властей региональным. Чиновник считает, что сложившаяся в России система подчинения в сфере школьного образования почти не оставляет для министерства прямых рычагов влияния. Реформа начнется с пилотного проекта, который стартует этой осенью в 16 регионах РФ. За основу возьмут опыт Самарской области, которая уже не первый год перестраивает образование губернии по региональному принципу подчинения.

Деньги любят счет

Традиционная модель управления, когда школы находятся в подчинении муниципалитетов, оказалась неэффективной для населенных пунктов с небольшим количеством учеников. Управленческие издержки «съедали» до 10% от бюджета министерства. Для снижения этих затрат вместо 35 муниципальных органов управления в регионе было создано 11 межмуниципальных образовательных округов. В каждом был сформирован Ресурсный центр, который взял на себя обеспечение материально-технической базы учебного процесса. Сокращение вспомогательных расходов позволило повысить качество образования.

«У нас улучшилась наполняемость классов учениками. Сейчас в Самарской области этот показатель составляет 13,9 школьника на класс, в то время как по России этот показатель не превышает 13,3. Также нам удалось значительно сократить разрыв между «лучшими» и «худшими» школами», - сообщил вице-губернатор Самарской области Дмитрий Овчинников.

Выпускники подтвердили слова вице-губернатора результатами ЕГЭ. Количество «стобальников» в 2017 году в Самарской области снизилось с 193 в 2017 до 128 в 2017. Но при этом значительно увеличилось число учеников, которые преодолели 81-бальный рубеж. Например, по физике этот показатель увеличился в два раза, по математике и русскому языку почти в 1,5.

Под руку государства

Процесс перевода муниципальных образовательных учреждений в разряд государственных в Самарской области начался в 2011 году. На сегодняшний день в ведомстве мэрий остались только школы крупных городов – Самары и Тольятти. Но перевода их в юрисдикцию региональной власти - всего лишь вопрос времени.

«Вариантов управления образовательными учреждениями два. Первый – регионально-муниципальный, сохраняющий у муниципалитетов полномочия по материально-техническому обеспечению образовательного процесса. Второй – региональный, исключающий данное полномочие у муниципалитетов. Реализация любого из вариантов предполагает отказ от управления образованием со стороны мэрий и передачу этой функции на региональный уровень», - говорит Дмитрий Овчинников.

Впрочем, директора учебных заведений мегаполисов пока не представляют, как будет реализован переход на практике.

«Пока у меня больше вопросов, чем понимания сути этого преобразования. Если говорить об образовательном процессе, то мы и сейчас работаем по федеральному учебному плану. Конечно, у нас есть своя региональная специфика. Например, предмет об истории Самарского края, но это не больше одного часа в неделю. Так что федеральные стандарты в регионе выполняются. Если говорить о какой-то оптимизации процесса управления, то непонятно, как это будет происходить. Сейчас школы находятся на балансе муниципалитетов. Соответственно, расходы, связанные с благоустройством, ремонтом, оплатой услуг ЖКХ лежат на муниципалитетах. Как будет осуществляться финансирование после перехода в регион?» - говорит директор школы №58 г. Самары Алексей Дегтев.

От учителей к дорогам

Опыт Самарской области по переводу системы образования в региональное подчинение выявил еще несколько позитивных фактов, которые на первый взгляд не связаны с процессом обучения. В качестве примера можно привести ремонт дорог. Сейчас в первую очередь ремонт дорожного покрытия осуществляется там, где ходят школьные автобусы. Речь идет о межмуниципальных дорогах, которыми пользуются все жители региона.

«Дорогу у нас отремонтировали после того, как запустили школьный автобус. И сейчас ее поддерживают в хорошем состоянии», - говорит житель Самарской области Сергей Уланов.

Затронули изменения и работу преподавательского состава. В Самарской области удалось создать конкуренцию между школьными учителями, которые с переходом на новую систему получили межмуниципальный статус. Косвенно оценить их уровень можно по итогам конкурса «Учитель года России», в котором за последние шесть лет три представителя Самарской области стали победителями в различных номинациях, а один – абсолютным призером.

Реализация проекта по реформированию образования в 16 регионах намечена на конец лета 2017.

Справка
Впервые эксперимент по введению ЕГЭ был проведён в 2001 году в республиках Чувашия, Марий Эл, Якутия, а также в Самарской и Ростовской областях по восьми учебным дисциплинам. В Самарской области выпускники школ добровольно сдавали в форме ЕГЭ экзамен по физике. При этом школьники имели возможность пересдать экзамен в традиционной форме. 8 вузов региона принимали результаты единого экзамена выпускников этого года. В первой сдаче ЕГЭ приняло участие около 2000 самарских школьников.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах