В начале июля в Сочи состоялось всероссийское совещание руководителей органов государственной власти субъектов РФ под председательством главы Министерства образования и науки Ольги Васильевой. На совещание министр заявила о необходимости передачи школ от муниципальных властей региональным. Чиновник считает, что сложившаяся в России система подчинения в сфере школьного образования почти не оставляет для министерства прямых рычагов влияния. Реформа начнется с пилотного проекта, который стартует этой осенью в 16 регионах РФ. За основу возьмут опыт Самарской области, которая уже не первый год перестраивает образование губернии по региональному принципу подчинения.
Деньги любят счет
«У нас улучшилась наполняемость классов учениками. Сейчас в Самарской области этот показатель составляет 13,9 школьника на класс, в то время как по России этот показатель не превышает 13,3. Также нам удалось значительно сократить разрыв между «лучшими» и «худшими» школами», - сообщил вице-губернатор Самарской области Дмитрий Овчинников.
Выпускники подтвердили слова вице-губернатора результатами ЕГЭ. Количество «стобальников» в 2017 году в Самарской области снизилось с 193 в 2017 до 128 в 2017. Но при этом значительно увеличилось число учеников, которые преодолели 81-бальный рубеж. Например, по физике этот показатель увеличился в два раза, по математике и русскому языку почти в 1,5.
Под руку государства
Процесс перевода муниципальных образовательных учреждений в разряд государственных в Самарской области начался в 2011 году. На сегодняшний день в ведомстве мэрий остались только школы крупных городов – Самары и Тольятти. Но перевода их в юрисдикцию региональной власти - всего лишь вопрос времени.
«Вариантов управления образовательными учреждениями два. Первый – регионально-муниципальный, сохраняющий у муниципалитетов полномочия по материально-техническому обеспечению образовательного процесса. Второй – региональный, исключающий данное полномочие у муниципалитетов. Реализация любого из вариантов предполагает отказ от управления образованием со стороны мэрий и передачу этой функции на региональный уровень», - говорит Дмитрий Овчинников.
Впрочем, директора учебных заведений мегаполисов пока не представляют, как будет реализован переход на практике.
«Пока у меня больше вопросов, чем понимания сути этого преобразования. Если говорить об образовательном процессе, то мы и сейчас работаем по федеральному учебному плану. Конечно, у нас есть своя региональная специфика. Например, предмет об истории Самарского края, но это не больше одного часа в неделю. Так что федеральные стандарты в регионе выполняются. Если говорить о какой-то оптимизации процесса управления, то непонятно, как это будет происходить. Сейчас школы находятся на балансе муниципалитетов. Соответственно, расходы, связанные с благоустройством, ремонтом, оплатой услуг ЖКХ лежат на муниципалитетах. Как будет осуществляться финансирование после перехода в регион?» - говорит директор школы №58 г. Самары Алексей Дегтев.
От учителей к дорогам
«Дорогу у нас отремонтировали после того, как запустили школьный автобус. И сейчас ее поддерживают в хорошем состоянии», - говорит житель Самарской области Сергей Уланов.
Затронули изменения и работу преподавательского состава. В Самарской области удалось создать конкуренцию между школьными учителями, которые с переходом на новую систему получили межмуниципальный статус. Косвенно оценить их уровень можно по итогам конкурса «Учитель года России», в котором за последние шесть лет три представителя Самарской области стали победителями в различных номинациях, а один – абсолютным призером.
Реализация проекта по реформированию образования в 16 регионах намечена на конец лета 2017.